Запах любви. Что значит «не сошлись запахами»?
13 ноя, 08:00
Всех интересуют одни и те же вопросы: где найти любовь? Как ее сохранить? Подсознательно мы воспринимаем партнеров не только глазами, но и всеми органами чувств, причем обоняние в этом изучении «объекта» имеет не самое последнее значение, а даже первостепенное. Действительно, на этом уровне мы воспринимаем человека противоположного пола по запаху и, возможно, «чуем» особые вещества — феромоны, которые способны вызвать мгновенную симпатию, даже животную ь, равно как и отвращение, пишет sunhome.
ВЫДЕЛЯЮТСЯ эти вещества особыми железами в подмышечных впадинах, паховой области и вокруг носа. Именно поэтому у многих народов практикуют «носовой по» (потирание носами при встрече), хотя у европейцев не принято открыто обнюхиваться при первом е. А может быть зря?
«Ферромонное» счастье
РЕКЛАМА духов с «ферромонами» (хотя правильно писать «феромоны») просто заполонила подростковые журналы, уверяя, что каждый, кто воспользуется этой продукцией, станет желанным и счастливым. В рекламе говорится: «Семейным людям духи вернут ику первых встреч, молодым помогут привлечь к себе внимание человека, который нравится». Так ли это на самом деле? — вопрос. Ведь если даже в названии чудо-духов допущена ошибка (видно, перепутали с феррумом — железом), то и желаемое счастье может быть таким же ошибочным. Вообще, возможно ли стать счастливым, воспользовавшись тайным зельем, и что именно в нем содержится? Все о запахах знает старший научный сотрудник лаборатории развития нервной системы человека НИИ морфологии человека РАМН Виктория Игоревна ГУЛИМОВА, которая занимается и проблемой «Запах и подсознание», и именно с ней мы порассуждаем о силе воздействия обоняния на жизнь человека.
Ключ от подсознания
ГОВОРИТЬ о запахах по-прежнему очень непросто — именно из-за отсутствия точных и всеми одинаково понимаемых определений для ароматов и процессов, связанных с их восприятием. По мнению Виктории Гулимовой: «Мы вынуждены преодолевать барьер не только культурный, но и биологический. Дело в том, что информация, получаемая с помощью зрения, слуха и осязания, анализируется корой головного мозга, то есть теми же структурами, которые отвечают за восприятие и логический анализ происходящего. С обонянием все иначе — обработкой «пахучих» сигналов ведает лимбическая система, частью которой является так называемый «обонятельный мозг».
Лимбическая система возникла в процессе эволюции намного раньше, чем кора головного мозга. Она древнее и, как многие считают, примитивнее, но именно она обеспечивает то, что мы называем чутьем, интуицией или шестым чувством, именно она управляет (и небезуспешно) поведением амфибий, рептилий и птиц, у которых кора отсутствует или имеется только в очном состоянии. Несколько огрубляя, можно сказать, что кора — это сознание, логика и здравый смысл, которые невозможны без речи, а лимбическая система и гипоталамус — эмоции и неосознанные разнообразные ощущения. Кора и лимбическая система — не просто разные структуры нашего мозга, они нередко работают как противники, взаимоисключающие друг друга. Чтобы согласиться с этим утверждением, не нужно быть специалистом по анатомии нервной системы — достаточно вспомнить, что вы чувствовали, когда последний раз оказывались перед выбором между тем, что нужно, и тем, чего хочется.
Вот что говорит об этом Виктория Гулимова: «Пытаясь разобраться с человеческим восприятием запахов, мы держим в руках ключ от подсознания, которым пока не можем воспользоваться из-за недостатка информации. Мало того — очень часто незначительные нарушения обоняния оказываются первыми признаками серьезных заболеваний, таких как болезнь Альцмера, шизофрения, опухоли обонятельного нерва или головного мозга. Ранняя диагностика в таких случаях — уникальный шанс если не вылечить, то значительно облегчить состояние больного. Однако, чтобы обнаружить небольшие отклонения от обонятельной нормы, необходимо очень четко представлять себе эту норму — цель, от которой современная медицина пока достаточно далека».
Открытия возможны и в носу
КОГДА мы торопимся на кухню, ощущая запах пригоревшего молока, или с ением вдыхаем аромат подаренных роз, или выбираем новые духи, перебирая множество ароматов, то всю необходимую информацию нам предоставляет именно основной орган обоняния. Это жизненно важно для нас, особенно когда дело касается ситуаций, связанных с риском: восприятие запахов дыма, газа, ядовитых веществ, несвежих продуктов. Но больше мы полагаемся на другие органы чувств. А ведь внутри самого обычного носа скрывается немало очень интересных возможностей. Вот тут мы подбираемся к самой сущности таинственных феромонов.
«До недавнего времени, — утверждает Виктория Игоревна, — не было известно, что человек, подобно большинству животных, имеет дополнительный орган для восприятия запахов — вомероназальный, или якобсонов (далее — ВО), который отличается от главного по расположению, строению рецепторных клеток, воспринимаемым запахам и даже по тому, в какие структуры мозга направляется полученная информация. Это не запасной вариант на случай отказа основного обоняния, а автономная система со своими особенностями и задачами.
ВО млекопитающих имеет вид маленьких кармашков, расположенных по обеим сторонам носовой перегородки, ближе к ее основанию. Он предназначен для восприятия феромонов — сигнальных молекул, осуществляющих обмен информацией между особями одного вида. Это могут быть сообщения о готовности к спариванию или о границах охраняемой территории. Например, именно феромоны заставляют стадных животных собираться вместе, помогают родителям отличать своих детенышей от чужих, а хищнику выбирать ту жертву, которая окажет наименьшее сопротивление. Кроме того, феромоны управляют социальным поведением в группах животных: во многом именно от них зависит, кто будет доминировать, а кто — подчиняться, кому достанется самый привлекательный ой партнер, лучший корм, безопасная территория. Такая химическая регуляция эмоций и поведения представляется вполне естественной, пока речь идет о животных.
Однако и научной, и широкой общественности пришлось испытать легкий шок, когда оказалось, что ВО человека не просто существует — есть данные о том, что он функционирует и может управлять поведением помимо нашей воли. Ведь запахи, воспринимаемые с его помощью, как правило, не осознаются. Они действуют на наши рецепторные клетки, откуда информация попадает непосредственно в передний мозг, а затем — в промежуточный и средний, в те самые центры, которые отвечают за родительское и социальное поведение. Под воздействием «запахов-невидимок» человек может проявить повышенную общительность по отношению к лицам своего или противоположного пола, вести себя агрессивно или, наоборот, излучать дружелюбие, по-разному относиться к детям, растениям или животным». Но феромоны ли это?
Могут ли запахи, воспринимаемые ВО человека всегда и строго определенным образом, менять наше с вами поведение, как это происходит у животных? Ученые до сих пор ищут ответ на этот вопрос. Возможно, он окажется отрицательным, и в этом наше счастье. Подумайте, дамы, хорошо ли будет, если в присутствии любимого мужчины, чьи представления о нравственности позволяют ему добиваться вашей любви химическими средствами, вы будете без рассуждений замирать, прогнув спину, как это делают самки парнокопытных под влиянием феромонов? А если окажется, что феромоны существуют? Тоже неплохо. Законодательство, по-видимому, рано или поздно усовершенствуется до такой степени, чтобы защищать нас от их несанкционированного использования. Зато сколько появится новых возможностей для преодоления агрессии, обретения гармонии в отношениях с ближними, повышения самооценки.
Как унюхать любимого
ИТАК, в ряде случаев у человека «второй нос», несомненно, есть, но тут мнения ученых разнятся. Одни утверждают, что ВО у ого человека либо отсутствует, либо сохраняется в течение всей жизни, но не используется. Другие обнаруживают активно функционирующий ВО практически у 100% ых мужчин и женщин на огромных выборках. Однако уже сейчас анализ наиболее достоверных сведений позволяет заключить, что ВО присутствует у ых людей по меньшей мере в 70% случаев и может реагировать на феромоноподобные вещества, подобно тому как это происходит у животных.
Интересно, что этот «нос в носу» воспринимает только определенные «сигнальные запахи» и практически не реагирует на острые и пряные ароматы мяты, базилика, корицы. Есть предположение, что вомероназальный орган — это таинственная область, представляющая собой тот самый орган шестого чувства, или интуиции, который помогает нам выбрать достойного партнера, причем на генетическом уровне. Исследования в области взаимоотношений в очередной раз подтвердили, что влечение имеет «запаховую» природу. Еще один нюанс состоит в том, что дополнительное обоняние у мужчин и женщин работает по-разному: запахи, которые могут служить для мужчин сильным поведенческим и эмоциональным стимулом, для женщин практически безразличны, и наоборот.
Что касается духов, то в первое поколение духов-«приманок» добавляли: секрет ых желез мускусного оленя, циветты, или виверры (животное, отдаленно напоминающее кошку), бобровую струю и амбру, получаемую из кишечника кашалота. Но то, что притягательно для самца бобра, для человека, скорее всего, будет всего лишь приятным запахом. Идеи привлечь особь противоположного пола любым способом основаны на предположении, что феромоны животных, стимулирующие ое влечение, должны аналогичным способом действовать и на человека.
Виктория Гулимова: «Феромонам свойственна видоспецифичность. И хотя недавно были обнаружены вещества, обладающие феромонной активностью одновременно для насекомых и слонов, в большинстве случаев «язык» феромонов понятен только представителям одного и того же вида». Что касается синтезированных искусственных феромонов, следует отличать установленные факты от «раскрутки» парфюмерных изделий, обещающих уальную неотразимость. В этом случае в отличие от феромонов животных человеческие «сигнальные молекулы» многими людьми вообще не осознаются, другими же могут восприниматься как слабый и не всегда приятный запах. Фактов, реально подтверждающих однозначное воздействие женских феромонов на мужчин, почти нет, а те, что получены, находятся на грани статистической достоверности (то же самое можно сказать и о влиянии мужского «природного парфюма» на особей прекрасного пола).
Любовь из флакона
КАК БЫ мы ни подчеркивали значение обоняния в человеческой жизни, преобладающие сигнальные системы у нас те же, что и у птиц (т. е. зрение и слух). Поэтому если даже абсолютно эффективный обонятельный аттрактант будет нас притягивать к особе противоположного пола, неприятной нам зрительно или по каким-то другим параметрам, вряд ли мы предпочтем этого человека в качестве друга или тем более ого партнера.
Более того, нельзя забывать об индивидуальности. «Насыщенность вашего личного запаха ыми аттрактантами — вовсе не гарантия его неотразимой привлекательности для всех особей противоположного пола. Кстати, расхваливая духи на основе настоящих человеческих феромонов, рекламодатели обычно не упоминают об агрессивности, которую должен вызывать такой парфюм (конечно, если феромоны и впрямь настоящие) — у людей с одинаковой с вами ой принадлежности. Современные исследования показали, что существует связь между привлекательностью запаха ого партнера и набором генов. Наличие такого влияния и то, что оно может определять предпочтение при выборе ого партнера, доказано многочисленными экспериментами. Идеально подходящий именно вам спутник жизни должен значительно, но не чересчур отличаться от вас по этим генам — только такое сочетание обеспечит оптимальную жизнеспособность вашим потомкам», — говорит Виктория Гулимова.
Из всего вышесказанного следует вывод, неутешительный для тех, кто мечтает о создании «аромата неотразимой уальной привлекательности». Теоретически это возможно. Но при условии, что состав такого средства будет подбираться не только с учетом лично ваших психобиологических параметров (такие услуги уже существуют), но и человека, которого вы хотите очаровать. Действительность, однако, гораздо проще: если этот человек вам подходит, то ничего специально выдумывать не нужно, достаточно предоставить ему обонять ваш собственный запах. А если вы биологически несовместимы, то стоит ли тратить столько сил и средств на «обонятельный маскарад», который в итоге ни к чему хорошему не приведет? К счастью, природу не так просто «провести за нос».
E-NEWS
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/222183.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM