Вечно больные люди

02 окт, 08:00

Есть люди, которые постоянно считают себя тяжело больными. Для врачей они - сложные пациенты.



Рассказ ипохондрика



Очень долго я была больна. Вернее, я так думала. Как-то за обедом у меня отнялась рука. «Это инсульт», — абсолютно спокойно сообщила я своему приятелю. В другой раз (по-моему, это было на чьей-то свадьбе) у меня вдруг учащенно забилось сердце, и я бросилась к присутствующему, на мое счастье, среди гостей кардиологу со словами: «Помогите, не могу нащупать пульс!»



Если у меня был насморк или першило в горле — это непременно были сигналы опухоли мозга. Любой намек на появление какого-то уплотнения тут же говорил мне, что это, конечно же, рак, ну а для такой милой болезни, как волчанка, вообще годились любые симптомы. «Дежурными» моими болезнями были ложный круп, пониженное содержание сахара в крови, выпадение митрального клапана, конечно же, дисбактериоз и хламидиоз, пишет women.itop.



Друзья всегда были готовы выслушать самый подробный отчет о моих недомоганиях и спешили поведать о собственных. Они точно так же, как и я, судорожно вздрагивали при словах «вирус», «инфекция» и «биопсия».



Воображаемый недуг



Эксперты говорят, что чуть ли не ина их пациентов приходят к ним с жалобами на всевозможные болезни, которые не имеют под собой абсолютно никакого основания. Сколько драгоценного времени отнимают они у докторов, и невозможно даже себе представить, какая уйма денег тратится ежегодно на бесполезные обследования. Сколько здоровья уходит на тесты и ненужные хирургические вмешательства. Но если попробовать только заикнуться, что их страдания — выдумка, вы станете самым заклятым врагом. Никогда вам не удастся убедить их, что ипохондрия — это болезнь ума, а не тела. Одна моя знакомая постоянно находится в мучительном поиске собственных болезней, причем направления этого поиска периодически меняются. Ее воображаемые хвори могут быть связаны с гинекологией, кишечником или просто с больным горлом. В детстве ее потрясла сцена из какого-то фильма, где человек задохнулся, проглотив пробку от бутылки. «Появилось ощущение, будто кусок стекла застрял в моем горле, — вспоминает она. — С тех пор ужасно боюсь подавиться — сразу же начинаю думать об этом и представляю, как буду задыхаться, а рядом никого нет».



Есть ипохондрики, которые зацикливаются на чем-нибудь одном. У другой моей знакомой — психоз по поводу состояния и. Мысль о том, что ее срочно надо обследовать, приходит ей в голову в самых неподходящих местах. Однажды, начитавшись медицинских статей, она занялась этим прямо в метро: «Я засунула руку под блузку и, просовывая ее дальше и дальше, мяла ь все сильнее, отчего она действительно начала болеть. Боже, это был какой-то ужас. Полуживая от страха, я выскочила на ближайшей станции и бросилась наверх».



Трудные пациенты



У них всегда при себе история болезни и еще куча справок к ней, они почти всегда напуганы, и от них отделаться просто так почти невозможно. Один мой знакомый врач рассказал историю из собственной практики: «Много лет назад я лечил 70-летнюю пациентку от… сифилиса, которого у нее не было. Лет за 30 до этого на какой-то вечеринке с ней произошло ое приключение. Потом в каком-то журнале она вычитала, что симптомы могут проявиться через десятки лет, и все это время она ждала их, готовясь встретить болезнь во всеоружии».



Вероятно, приступ ипохондрии хотя бы раз в жизни случался у каждого. Например, узнав, что у кого-то из ваших родственников был сердечный приступ, вы несколько недель не можете, возможно, избавиться от покалывания в и. Или в очередном горячо любимом сериале врач по единственному симптому — боли в спине — поставил е страшный диагноз: «рак матки». И вот вы уже внимательно прислушиваетесь к своим ощущениям.



Ну а если вы с особым вниманием читаете женские журналы, то с регулярностью раз в месяц можете смело записывать себя сразу во все «группы риска». Чаще всего опасения ипохондриков относятся к сердцу, желудочно-кишечному тракту, ым органам и головному мозгу.


Плод воспаленного ума



Сегодня медицина трактует ипохондрию более широко — как депрессию или синдром беспокойства. Считается, что одни пациенты предрасположены истерично относиться к собственному здоровью генетически, у других это результат пережитых в детстве страхов. Если ребенок чувствует себя одиноким и незащищенным, он может вырасти слабым и ранимым. Но в то же время дети, окруженные чрезмерной заботой, привыкшие, что любое их недомогание будет предметом пристального внимания и сигналом к принятию срочных мер, вполне возможно, став ыми, будут относиться к своему здоровью по той же модели.



Социологи уверены, что истоки ипохондрии коренятся в общественном статусе человека. Психотерапевты считают, что классические жертвы этого «недуга» — люди, не умеющие контролировать собственную жизнь, то есть люди с низкой самооценкой. А также те, кто подавляет свои чувства.



Существует теория, что ипохондрики чрезмерно чувствительны к внешним раздражителям (например, к шуму). Концентрация на собственных проблемах отключает жизненно важные регулирующие системы мозга, в результате чего ипохондрики гораздо больше других людей страдают от физических неудобств. Избавиться от этого побочного фактора ипохондрии несложно: здесь помогут занятия йогой, техника глубокого дыхания или любая другая практика, отвлекающая от беспрерывного изучения своего тела. Вылечить саму болезнь гораздо труднее — главным образом потому, что ипохондрик не хочет вылечиться от своих неоправданных опасений и состояния повышенной фиксации на своем здоровье.



Обычно врач, получив очередной отрицательный результат после безумного количества обследований, решает побеседовать с пациентом и объяснить ему, что дело не в болезни, а в собственном пессимистическом отношении к жизни. После такой беседы обычно предлагается пройти специальный курс терапии. Однако, как показывает практика, закоренелые ипохондрики не слушают ничьих советов и их очень трудно разубедить. Даже признав с неохотой, что болезни нет, и выйдя из одного кабинета, они тут же отправляются искать «поддержки» в другой.



Так, прожив добрый десяток лет в ожидании смерти, измучив себя и докторов, многие в конечном итоге теряют интерес к своим проблемам. Кто-то начинает стыдиться истеричных страхов, до кого-то наконец доходит, сколько времени или денег потрачено зря. Есть и такие, кого из состояния ипохондрии выводят уже не мнимые, а реальные болезни.



Одна молодая женщина как-то призналась мне, что ее собственные выдуманные опухоли сразу прошли, после того как у ее матери нашли тяжелую форму рака.



Недавно рецидив ипохондрии случился со мной, когда я готовила эту статью. Его причиной стал голос доктора, терпеливо перечислявший в телепередаче признаки очередного серьезного заболевания. Мое сердце учащенно забилось, ладони вспотели, голова пошла кругом, но не оттого, что мои симптомы совпадали с теми, которые называл врач. Мне стало плохо при мысли о том, что совсем недавно моим любимым занятием было чтение медицинских журналов и специальной научной литературы.



Теперь все позади, и я могу совершенно точно сказать: достойны уважения те, кто знает все о почках и щитовидной железе, еще более достойны те, кто может безошибочно показать, где у вас селезенка, а где желчные протоки. Но только при одном условии: если во всем этом действительно есть медицинская необходимость.



Мнение эксперта



Виталий Минутко, доктор медицинских наук, врач-психотерапевт



Перевертыш



Ипохондрия – это большая группа расстройств, в которой можно выделить личностные и невротические расстройства. Они часто находятся по соседству друг с другом и развиваются весьма динамично. Раньше это называлось психопатией. Ипохондрия развивается, проходя через определенные этапы: астенический, когда человек чувствует повышенную утомляемость, раздражительность, и депрессивный, когда человек длительно находится в подавленном состоянии. Ипохондрия сложна для лечения психотерапией, так как иногда требуется провести с пациентом от 25 до 30 сеансов, чтобы оказать ему реальную помощь.



Врачи, а иногда и психологи часто недооценивают жалобы таких пациентов и не всегда с должным вниманием к ним относятся. Необходимо провести очень тщательное медицинское обследование пациента, чтобы исключить те заболевания, которые могут протекать под «ипохондрической маской», иногда под ней скрываются и депрессивные состояния.



Досье



Ипохондрия — нервное расстройство, при котором у физически здоровых людей глубокие душевные конфликты и укоренившийся страх выражаются в форме навязчивой идеи о болезнях. Первая разновидность такого состояния — ипохондрический синдром: навязчивый страх или уверенность в наличии серьезного заболевания. С ним проще бороться — после тщательного обследования, не подтверждающего диагноз, который вы сами себе поставили, страх, конечно, остается, но до мании дело, к счастью, не доходит.



Вторая разновидность ипохондрии приводит к реальным физическим расстройствам, причем симптомы могут появляться уже после двадцати лет: утомляемость, головокружения, боль в желудке и спазмы, диарея, уальные расстройства и неприятности с льным циклом. И хотя симптомы эти не вымышлены, медицинского объяснения им нет, причем, согласно статистике, с женщинами такие расстройства случаются гораздо чаще. Кроме того, женщины обращаются к врачам чаще мужчин, и их действия гораздо чаще квалифицируются как истерия. В некоторых случаях она имеет определенную направленность. Например, женщина, которая боится остаться бесплодной, может жаловаться на боли в низу живота или даже ощущать признаки ности.



Но у большинства мнимых больных признаки несуществующих болезней едва уловимы. Они то исчезают, то появляются, при этом постоянно видоизменяясь. Консультации врачей и дополнительные обследования нужны ипохондрику как воздух. А в ожидании их результатов он уается своей «мечтой», подсознательно ая роль трудноизлечимого больного, к которому нельзя подходить с обычной меркой. Врачи уверены, что ипохондрия, как ни парадоксально это звучит, — «поиск власти, привилегий и внимания к себе через повышенную зависимость».

 

E-NEWS


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/219750.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM