07 сен, 09:10
На вопросы журналиста отвечал Валерий Григорьевич Харченко, Президент Компании «Лидер Снек».
Компания "Лидер Снек" – украинский производитель снековой продукции под торговыми марками "От Хомки" и "Любимые".
Валерий, здравствуйте! Ваша история, прямо скажем, вариант американской мечты на украинский лад в которую у нас сейчас верят все меньше и меньше… За 4 года развития Компания занимает 2-е место на рынке объемом 1,5 млрд. грн. Как начиналась история «Лидер Снек»?
На раннем витке своей бизнес карьеры, я в основном занимался оптовыми продажами. Также был вовлечен в бакалейный бизнес. К семечкам, да и снековой продукции в целом, имел довольно отдаленное отношение. Сам сегмент фасованных семечек начал потихоньку развиваться на Украинском рынке где-то в начале 2006 года, на прилавках появились более-менее оформленные зарубежные бренды снеков. Тогда же ко мне обратились местные производители жареных семечек (а в тот момент я проживал и функционировал как предприниматель в Донецкой обл.) с предложением реализовать партию их продукции.
То есть компания по производству снеков корнями уходит в торговлю?
Я бы так не сказал. Не компания, а скорее идея. Я всегда подхожу основательно ко всему, чем занимаюсь. Считаю, что только основательный и фундаментальный подход создает предпосылки для развития и успеха. Потому, столкнувшись с необходимостью продать семечки, я заинтересовался процессом их производства, вопросом его рентабельности и рынком снеков в целом. Ведь семечки – это традиционный украинский продукт, традиционный украинский снек. При этом, до 2006 года на рынке, по сути, не было оков. Он был хаотичен, а главными продавцами – бабушки у переходов с семечками в газетных трубочках. Помните? Я же решил развить культуру потребления, предоставить продукт в более качественном и, я бы сказал, «вкусном» варианте.
А сколько прошло времени от зарождения идеи до ее воплощения?
Да каких-то пару месяцев. Идея пришла в марте-апреле 2006 года, а уже 1 августа у нас заработала первая линия!
Довольно оперативно сработано!
Конечно! Для меня лично умение быстро и качественно внедрять принятое решение в жизнь – это один из главных залогов успеха. Уметь увидеть и почувствовать потенциал самой идеи, рынка – это, безусловно, важно. Без толковой идеи не было бы ни Apple, ни DuPont, ни 3М. Все эти западные компании зарождались как идея. Но именно умение воплотить их в жизнь так, чтоб потребители поняли и оценили, да еще и в краткие сроки, а также готовность пойти на определенный риск сделали их лидерами в выбранных секторах, позволили расти и развиваться.
То есть, залог такого головокружительного роста «Лидер Снек» в оперативном реагировании на изменения рынка?
И это тоже. По-другому мы бы не выжили. Мы с самого начала ориентировались на рынок, на потребителей, на качество продукта. А свой основной акцент сделали на вкусовых характеристиках продукта. Дело в том, что даже сегодня рынок семечек – это все еще не брендовый рынок. На рынке существует большое количество оков (более трех сотен), а потребитель осуществляет выбор, в большей степени, по продуктовым рациональным характеристикам. Потому, вкус продукта – это один из наиболее важных факторов успеха нашей компании на рынке. Соответственно, весь технологический процесс, начиная от выбора сырья и его хранения, заканчивая технологией производства, был сконцентрирован именно на этом.
Мы закупали только качественное оборудование, к слову, первая линия, которую мы приобрели в год основания Компании, взяв кредит в банке, успешно функционирует и сейчас. Конечно, мы модернизировали ее под настоящие объемы и технологию производства. Причем на исследование рынка производителей линий по производству жареных семечек, принятие решения о покупке, обеспечение финансовой стороны вопроса и сам запуск у нас ушло всего 4 месяца. Умение быстро и слажено работать, четко выстраивать приоритеты и определяться с критериями выбора и направлениями работы – вот, что позволяет компании быстро продвигаться вперед.
Было сложно начинать бизнес в новой сфере?
Да, особенно на фоне того, что мало кто в нас верил! Ни родственники, ни первоначальные партнеры, у которых мы арендовали первые помещения под склад и производство. Тут бы и руки опустить. Ко всему прочему мы еще и город поменяли: из небольшого населенного пункта г.Селидово в Донецкой области с населением в 30 тыс. человек переехали в Кременчуг. На первых порах весь бизнес держался исключительно на самомотивации и вере в то, что мы попадем в десятку. И еще меня очень поддержала моя жена. Так нам было легче реализовывать свою идею потому, что у меня был отличный тыл. Она с самого начала была вовлечена во все аспекты бизнеса: от организации работы производственных мощностей, вопросов бухгалтерии, набора персонала до разработки концепции брендов «Лидер Снек». Ее умение быстро анализировать ситуацию, избирать оптимальную траекторию развития фирмы и непосредственное участие во всех аспектах деятельности очень нам помогли в становлении.
А почему выбрали именно Кременчуг для переезда? Не боялись столкнуться с проблемой нехватки кадров?
О переезде мы задумывались довольно давно. К выбору города подошли обстоятельно! Кременчуг ведь находится в очень правильном с логистической точки зрения месте. Такие областные центры, как Харьков (250 км), Киев (280 км), Черкассы (170 км), Днепропетровск (170 км), Сумы (280 км), Одесса (400 км), находятся очень близко. Кроме того, что можно оптимизировать логистические затраты на доставку готовой продукции, этот регион также один из лучших с точки зрения закупки сырья. Вышла довольно цельная картина!
Что касается кадров, то в самом начале мы больше ориентировались на рабочий персонал - цеховых работников. В Кременчуге мы нашли очень ответственных, трудолюбивых и способных людей. У нас есть много примеров, когда сотрудники нашей компании сделали хорошую карьеру, развивая и себя, и компанию. Например, начальник производства работает в «Лидер Снек» с первых дней ее основания, а начинал он с должности рабочего цеха.
Мы работаем на долгосрочную перспективу, поэтому к подбору персонала относимся очень ответственно! Стараемся изначально брать людей с потенциалом, желанием развивать и расти вместе с компанией. Это позволяет сохранить наши изначальные ценности: производить самый вкусный, экологически чистый и полезный на рынке продукт, обеспечивать ориентацию всех процессов на качество, потребителя, технологичность и эффективность.
Довольно мудрые слова! Как Вы пришли к этой философии ведения бизнеса и управления персоналом? Какие, на Ваш взгляд, отличительные черты хорошего руководителя?
Как и всем, нам приходилось набивать шишки – так приходит с опыт. Для руководителя важно периодически делать работу над ошибками, учиться на них, чтобы не наступать на одни и те же грабли. А главное признавать свои ошибки. Вопреки общепринятому мнению, так он не проявляет свою слабость, а наоборот показывает свою силу. Сказать «Да, я не прав!», могут не многие. Но этих не многих уважают и подчиненные, и партнеры, и рынок. Главное, не делать ошибку на ошибке.
Еще для руководителя очень важно подобрать сплочённую и эффективную команду. Нужно понимать, что твой коллектив – это не коллекция высокооплачиваемых специалистов с собственными амбициями, а именно команда слаженно работающих профессионалов. Чтобы не получилось как в басне о лебеде, раке и щуке. Мы это учитываем, особенно теперь, когда выходим на национальный уровень и существенно расширяем свой штат. Для этого мы привлекаем и специалистов из Киева, которые привносят свои умения, знания и навыки, делая наш бизнес сильнее. Тех, кто старается тянуть одеяло на себя, приходиться отпускать. Но многие проникаются нашими планами, целями, амбициями и мы успешно работаем командой!
А что еще важно для руководителя?
Уметь доверять! Доверять своей команде и, соответственно, делегировать ей и еще раз делегировать. Руководитель, как бы он не хотел, не сможет быть в двух местах одновременно, делать десять дел на раз, да еще и качественно. Он должен разделять полномочия внутри команды, четко распределять сферы ответственности, давать подчиненным возможность принимать решения по текущим вопросам. Это обеспечит гибкость компании и возможность резво реагировать на изменения рынка. Но это возможно только тогда, когда все процессы и процедуры в компании работают слаженно, когда не нужно снова изобретать велосипед, когда то, что нужно стандартизировать, – стандартизировано. Именно потому у нас процесс делегирования напрямую связан с развитием управления процессами и их стандартизацией и формализацией. Как видите, вернулись к тому, с чего начинали. Все эти процессы взаимосвязаны, как замкнутый круг.
Валерий Григорьевич, постановка долгосрочных целей – это один из факторов успеха любой компании. Скажите, каким будет «Лидер Снек» через 5-10 лет?
Могу с уверенностью сказать, что компания сохранит свою продуктовую стратегию. Какую бы новую торговую марку мы не запустили, какую бы новую позицию мы не выпустили вне зависимости от ее целевой аудитории, мы будем верны своим принципам. Это будут лучшие с точки зрения вкусовых характеристик продукты. Они будут экологически чистыми и полезными для здоровья. Это моя личная позиция, как собственника, и это принцип, по которому я выстраиваю свой бизнес. Здесь я точно не пойду на компромисс даже с точки зрения возможностей рынка, ни с точки зрения оптимизации затрат.
Я считаю, что бизнес может иметь долгосрочный успех только в случае, когда он находится в гармонии с окружающим миром и обществом. По крайней мере, мне очень хочется в это верить. Многие производители закрывают на это глаза и производят продукцию с содержанием ГМО, которые пресса уже успела окрестить «пищей Франкенштейна», добавляют красители и ароматизаторы и другую химию. Вот только влияние этих добавок на организм человека до конца не изучено, а аться здоровьем своего клиента наша компания не будет даже при угрозе потери потенциальной прибыли. Ведь среди возможных рисков - возникновение аллергических реакций, формирование устойчивости организма к антибиотикам, бесконтрольное распространение трансгенов в природе. Это несет угрозу, как с организму конкретного человека, так и его будущим детям.
Планируете запускать новые бренды?
Конечно же, мы планируем ввести несколько новых торговых марок снековой продукции. Это будут торговые марки с яркими имиджевыми платформами, сфокусированные на свой целевой сегмент.
Какая у «Лидер Снека» стратегия роста?
В самое ближайшее время мы планируем расширяться: выходить на национальный уровень, пополнять ассортимент выпускаемой продукции новыми брендами, добавлять производственные мощности, развивать технологии производства и хранения и т.д. Это позволит нам в будущем избежать простоев на производстве из-за нехватки сырья, а также обеспечить полный контроль над его качеством, контролируя процесс хранения. Все эти действия направлены на то, чтобы производить лучшую продукцию с отличными вкусовыми характеристиками. Наша Компания сейчас представлена только в 4 из 7 регионов Украины и при этом мы занимаем второе место на всеукраинском рынке. Соответственно, одна из тактических целей Компании ради выхода на первое место - к 2011 году присутствовать в каждом регионе Украины, а к концу этого года – зайти с нашей продукцией в основные торговые сети страны.
Задаете вектор развития отрасли?
А как же. Имя «Лидер Снек» обязывает! Мы ведь поставили себе цель: за 3-4 года стать лидерами на рынке здоровых снеков. Лидер – это не просто тот, кто работает как все, а тот, кто задает ритм, темп, направление движения и стандарты качества. Этим мы и занимаемся как «Лидер Снек»!
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/218607.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM