16 июн, 12:30
Рост интереса пользователей к просмотру и закачке видео существенно изменил бизнес компаний, обеспечивающих скоростной доступ к интернету. Они вынуждены тратить больше денег на расширение каналов передачи данных и мириться с падением доходов.
Такая ситуация снижает инвестиционную привлекательность провайдерского бизнеса: порог входа в рынок стал чрезвычайно высоким, поэтому новичкам остается только скупать существующие компании, владельцы большинства из которых с радостью готовы избавиться от своих активов. Вопрос только в цене.
По словам генерального директора «Датагруп» Александра Данченко, за последние два года объем трафика в сети увеличился как минимум в три раза. Сегодня средний абонент, пользующийся безлимитным тарифным планом со скоростью более 2 Мбит/сек., скачивает порядка 50 Гб в месяц. На рост трафика повлиял прежде всего колоссальный спрос на закачиваемое видео. Наиболее популярные видеофайлы довольно «тяжелы»: фильм обычного качества «весит» около 1,5 Гбайт, хорошего — 4,5 Гбайт. Самым удобным методом распространения видео оказались пиринговые сети, участники которых раздают друг другу файлы через специальные программы. Ведь большинство торрент-трекеров (сайты, через которые пользователи объединяются в пиринговые сети) используют систему рейтинга, позволяющую скачивать только тому пользователю, который раздает не меньше, чем получает. Из-за этого люди постоянно занимают каналы, надолго оставляя торрент-программы в рабочем состоянии. И это сильно расстраивает провайдеров.
Дело в том, что провайдер закупает трафик оптом и перепродает его абонентам с определенной гарантированной скоростью. Если компания обслуживает 1 тыс. клиентов и предлагает каждому из них по 1 Мбит/сек., то это не означает, что в опте необходимо закупать 1 тыс. Мбит/сек. Емкость самого оптового канала может быть в десятки раз меньше. Им оператор может варьировать, ведь у каждого абонента своя модель потребления (кто-то использует интернет ночью, кто-то — днем, на выходных, в рабочее время). Инсайдеры говорят, что коэффициент продажи закупленного в опте канала при правильно построенной сети может превышать 20. А вот в случае с загрузкой сети торрентами ситуация кардинально меняется, так как абонент может уйти на работу и поставить на раздачу или закачку файлы, тем самым сделав нагрузку на сеть непрерывной. Это дает операторам меньше возможностей для маневров и заставляет либо урезать клиентам возможности передачи данных, либо инвестировать в развитие сети дополнительные деньги.
Руководитель проекта FTTB компании «Украинские радиосистемы» (Beeline) Виктор Грибан подчеркивает, что на три-четыре разновидности торрентов приходится около 80–90% от всего интернет-трафика. И если торрентов вдруг не станет, то каналы связи окажутся практически пустыми.
Вторая по популярности услуга — потоковое видео (например, просмотр видеороликов на YouTube). «Это особенность последних двух лет: вместо скачивания фильма используется потоковый он-лайн-просмотр, поскольку канал связи уже позволяет делать это комфортно», — говорит руководитель проекта интернет-компании «Воля» Вадим Гарбуз. Онлайн-видео и интернет-телевидение пока не генерируют и одной десятой трафика торрентов. Но по мере повышения качества потокового видео оно постепенно становится более «тяжелым». Даже короткие десятиминутные ролики в HD-качестве на YouTube уже «весят» до нескольких Гбайт.
И лишь несколько процентов в общем объеме переданных данных приходится на обычный серфинг (просмотр сайтов, проверку почты и пр.), что совсем недавно и было основным занятием украинцев в сети. Хотя сайты также за последнее время обросли картинками, видео и скриптами, «потяжелев» в несколько раз.
Чтобы сократить расходы, провайдеры пытаются замыкать трафик внутри своей сети. «Если каналы арендованы, то параллельно увеличению внешнего трафика будут расти операционные затраты. Если свои, то приходится увеличивать капитальные затраты на модернизацию сети. Плюс по некоторым внешним направлениям могут возникать проблемы с партнерами, которые не будут готовы к увеличению скорости», — объясняет менеджер одного из крупных провайдеров.
Поэтому операторы пытаются убедить абонентов пользоваться внутренними ресурсами. «Воля» с прошлого года предлагает абонентам-«качкам» пользоваться ресурсами без учета трафика, хранящимися в ее датацентрах (ex и др.). «Фарлепу» при покупке «Оптимы» достался ресурс alkar. Сейчас компания от него открещивается, но скачивать видео с этого сайта могут только абоненты Vega. «Фреенет» предлагает воспользоваться видеохостингом strela.tv. При этом провайдеры прекрасно понимают, что контент на этих сайтах нелицензионный, поэтому дистанцируются от них. «Мы не являемся собственниками этих ресурсов и не занимаемся их наполнением. Если любой из проектов завтра полностью поменяет свое наполнение, то это будет решение его владельцев и их ответственность», — говорят в «Воле». Максимального эффекта можно добиться на новых скоростных оптоволоконных сетях. Например, Beeline предлагает воспользоваться внутрисетевыми ресурсами berloga, beezone на максимальной скорости до 100 Мбит/сек. (при привычных нескольких Мбит/сек. на внешсеть) в любом пакете. Если абонент находит на них интересующий его контент, то может скачать его гораздо быстрее, чем с внешних ресурсов. «Абоненты иногда сами чувствуют, что им проще общаться внутри сети, чем между сетями. Формируются группы по интересам при одном операторе. Например, на «территории» одного провайдера комфортнее ать в он-лайн-ы», — отмечает менеджер одного из проектов. Но пока у крупных украинских операторов доля внешнего трафика превалирует, составляя около 80%.
Источник: Деловая столица
Инф. delo
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/214538.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM