Сила в объединении

26 янв, 15:00

Привлекательный до кризиса бизнес по производству тетрадей дал трещину. Шанс на восстановление – в объединении оков рынка и привлечении стратегического инвестора.

О школьных тетрадях чаще всего вспоминают по мере приближения новой учебной четверти или вузовского семестра в числе прочего школьного ассортимента. Явно выраженная сезонность продаж объединяет тетради и дневники с другими школьными принадлежностями. Но есть и существенные отличия – продукция украинского производства не облагается налогом на добавленную стоимость, что служит защитным барьером от зарубежных контов.

Именно благодаря этому барьеру украинские производители за последние семь лет наращивали объемы выпуска продукции, модернизировали оборудование и начали осваивать экспортные рынки ближайших соседей – России, Прибалтики, Беларуси, Грузии. В таких защищенных условиях они почти полностью вытеснили с внутреннего рынка импортные товары. Согласно статистическим данным, в последние годы ежегодный объем проданных импортных тетрадей не превышает несколько процентов.

Тетрадка в каждый дом
Темпы роста украинского производства тетрадей в 2004-2008 годах составляли 20% в год и превысили объемы внутреннего потребления уже в 2006 году. Избыточные объемы этой продукции экспортируются в страны СНГ и Балтии. По данным ассоциации «Укрпапир», в 2008 году украинские компании произвели 667 млн. условных тетрадей (единицей расчетов и измерений в отрасли служит условная тетрадь формата А8 на 12 листов), в то время как внутреннее потребление тетрадей в 2008 году эксперты ГК «ТЕКТ» оценили на уровне 450 млн. условных тетрадей (у. т.). По итогам 2009 года объем производства сократился приблизительно на 50% по сравнению с предыдущим годом.

Потребители тетрадей – в основном школьники и студенты. Так, на 5,15 млн. школьников приходится по 50 у. т. на человека в год (всего 255 млн. шт.). На 3,1 млн. студентов – по 60 у. т. на человека в год (всего 186 млн. шт.).

Основными влияющими на потребление тетрадей факторами являются:
•    количество студентов;
•    доходы семей;
•    привычки/культура потребления дневников/ежедневников.

Поскольку более 65% себестоимости производства тетрадей сформировано импортными материалами, то ценообразование на готовую продукцию привязано к курсу доллара, хотя и с некоторым запозданием. Рост цен на продукцию ограничен контной средой, которая представлена несколькими ведущими компаниями. Суммарные производственные мощности составляют более 600 млн. у. т.

По мнению директора аналитического департамента ГК «ТЕКТ» Романа Гриба, рынок школьных тетрадей представляет собой специфический «нишевый» рынок, прошедший фазу первичного бурного роста, с защитой от иностранных контов с помощью барьера по НДС, с ценообразованием, привязанным к доллару и значительной концией между ведущими украинскими производителями. Бизнес носит выраженную сезонную модель с основными продажами (50% от годового объема) в третьем квартале – осенний «школьный» период. Одним из основных каналов сбыта являются мелкооптовые торговцы канцелярскими товарами, в то же время сети продолжают наращивать свою долю в общих продажах, которая уже сегодня превышает 25%.

По оценкам аналитиков «ТЕКТа», внутренний рынок Украины вышел на уровень первичного насыщения в натуральных показателях. Дальнейшие темпы прироста потребления будут связаны с наблюдающимся с 2005 года ростом рождаемости (до 10-15% в год на протяжении 2011-2015 годов).

Крутое пике
Однако прошлый год украинский рынок тетрадей прошел с падением продаж и производства на уровне 50% в натуральном выражении по отношению к 2008 году. Сезон начала массовых продаж 2009-го задержался из-за нераспроданных складских остатков в сетях продукции 2008 года, непогашенной дебиторской задолженности розничных торговых сетей, ценового демпинга, примененного отдельными производителями (исходя из себестоимости по ранее закупленному сырью, а также с целью удержания доли рынка).

Сегодня общая ситуация на украинском рынке характеризуется несколькими основными тенденциями, прослеживаемыми среди потребителей: падение платежеспособного спроса населения, отказ от покупки (перенос на более поздние сроки) товаров средне- и долгосрочного пользования.

Дополнительные проблемы производителям тетрадей доставляет возврат НДС, который они регулярно уплачивают, проводя таможенную «очистку» сырья и материалов для производства. Относительно небольшие средства в размере нескольких миллионов гривен (по сравнению со стомиллионными обязательствами по НДС перед экспортерами) «зависают», тем не менее, на балансах компаний на протяжении полугодий, поэтому они нуждаются в дополнительных источниках финансирования.

В 2010 году производители, считает Роман Гриб, будут вынуждены реагировать на новые условия рынка следующим образом: увеличится эконом-группа продукции; цены поднимутся до уровня оправданной рентабельности; уменьшится длина цепочки дилеров и дистрибьюторов.

Компании будут искать дополнительные возможности увеличения доходов – для отдельных операторов рынка и раньше до 20% дохода поступало от реализации продукции на экспорт. Также все более популярым становится аутсорсинг по выполнению заказов дистрибьюторских компаний из стран СНГ.

Инвестиционная привлекательность
Наиболее реально перераспределение рыночных долей за счет предприятий, не имеющих сильных торговых позиций как в продуктах, так и в дистрибуции, либо одного из крупных операторов рынка, но с высокой долговой нагрузкой. Вхождение нового оператора маловероятно в силу достаточно высокой конции на рынке (производственные мощности избыточны) и отсутствия перспективных источников роста.

Вместе с тем льготы по уплате НДС, достаточно стабильный, хотя и сезонный спрос на продукцию после кризиса могут быть привлекательными для стратегического инвестора. Прежде всего такого инвестора будут интересовать не производственные мощности производителей тетрадей, а доля рынка как таковая и дистрибуционные сети в регионах.

При этом, по мнению генерального директора ГК «ТЕКТ» Алексея Сухорукова, стратегический инвестор, скорее всего, будет заинтересован не в поглощении отдельных компаний, пусть даже и лидеров рынка, а в приобретении «готового» холдинга, объединяющего нескольких производителей. Такие холдинги, как правило, создаются инвестиционными компаниями с целью концентрации производственных мощностей, логистики, дистрибуции. В результате экономии на транзакционных издержках, синергии управленческих процессов, оптимизации дистрибуции и финансовых потоков капитализация такого холдинга значительно выше, нежели каждого отдельного предприятия.

Как считает Алексей Сухоруков, в отдельности стоимость даже предприятий-лидеров рынка сегодня чрезвычайно низка (зачастую она даже ниже стоимости оборудования). Вместе с тем, отмечает эксперт, объединение логистики, дистрибуции и агрегирование доли рынка могут повысить капитализацию потенциального холдинга и заинтересовать стратегического инвестора. Им может быть либо западный стратег, либо крупные полафические предприятия Украины.

Инф. investgazeta


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/207120.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM