Остоно, они падают!
05 июл, 13:24
Новости с мировых рынков стали, поступавшие во второй ине июня, не отличались разнообразием. Как правило, они свидетельствовали о продолжающемся падении цен. Различия заключались лишь в том, что стоимость длинномерной продукции в последнее время уменьшается довольно медленно, а листовой — наоборот, все быстрее и быстрее.
По оценкам бразильских металлургов, цены на их листовую продукцию (включая слябы) в начале третьего квартала будут, примерно, на 130-150 долларов за тонну ниже, чем в первых числах апреля. Причины выглядят типичными для последних месяцев — низкий спрос, вызванный снижением темпов экономического роста в западных странах и избыточными запасами, а также переполнение мирового рынка по вине китайцев.
По данным International Iron & Steel Institute, за первые пять месяцев текущего года производство стали в КНР выросло на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности и достигло 136,2 млн. тонн. Эксперты Исследовательского центра при госсовете Китая в июне опубликовали прогноз объемов выплавки стали в текущем году, оценив его в 348 млн. тонн (17,7% роста), при этом, спрос составит не более 305 млн. тонн. Таким образом, на национальном рынке возникнет избыток в 43 млн. тонн.
Правда, в последнее время китайские власти предпринимают меры по сокращению производства и экспорта стальной продукции. Так, с 1 июля введен НДС на экспортную сталь, отмененный в 1998 году. Впрочем, цены на внутреннем рынке КНР сейчас очень низкие — так, горячекатаные рулоны Q 235 в начале июля котировались всего по 3400-3500 юаней за тонну (410,6-422,7 долларов) ex-works, включая тот же 17%-ный НДС, так что у китайских компаний не исчезли стимулы для внешних поставок.
Впрочем, цены мирового рынка во второй ине июня падали так быстро, что, вероятно, уже в текущем месяце экспортные операции китайских металлургов потеряют смысл. Российские и украинские экспортеры за две недели были вынуждены уменьшить стоимость горячекатаных рулонов на 40-50 долларов за тонну. Непосредственно перед началом третьего квартала данная продукция предлагалась всего лишь по 380-390 долларов за тонну FOB. При этом потребители настаивали на дальнейшем понижении цен в июле — до менее 400 долларов за тонну C&F. Холоднокатаные рулоны производства СНГ в конце июня котировались в Восточной Азии по 520-550 долларов за тонну C&F — всего два месяца назад столько стоила горячекатаная продукция.
Аналогичные проблемы испытывают и производители стали в других странах. Низкий спрос и откровенно неблагоприятная рыночная ситуация вынуждают их продолжать политику сокращения объемов выплавки металла. Даже оптимисты из Mittal Steel остановили на своих восточноевропейских заводах три доменные печи, рассчитывая на уменьшение выпуска стали в третьем квартале на 360 тыс. тонн. К аналогичным мероприятиям прибегают и другие сталелитейные компании в США и Западной Европе.
Стоимость длинномерной стальной продукции, между тем, более стабильная. Заготовки производства СНГ во второй ине июня практически не изменились в цене, занимая интервал от 275 до 300 долларов за тонну FOB, а цены на арматуру и катанку потеряли за две недели около 20-30 долларов за тонну. В последних числах месяца конструкционная сталь продавалась российскими и украинскими заводами по 320-360 долларов за тонну FOB.
Причины большей стойкости длинномерной продукции заключаются, главным образом, в том, что рынок западных стран в июне, похоже, дошел до крайней точки спада и теперь демонстрирует некоторые признаки восстановления. По крайней мере, европейские компании отмечают небольшое увеличение спроса на их продукцию и снижение объема избыточных запасов, что доставили им столько неприятностей в первом полугодии. Впрочем, даже оптимисты утверждают, что речь о повышении цен на конструкционную сталь зайдет лишь весной 2006 года, и то, если к тому времени удастся решить китайскую проблему тотального перепроизводства.
По ряду признаков, мировой рынок металлолома в июне также нащупал дно. Цены на большинстве рынков достигли минимальных значений в начале второй ине июня, но затем положение медленно стало выправляться благодаря пробуждению покупательского интереса и снижению запасов сырья у потребителей.
В Средиземноморье турецкие металлурги добились в середине июня сброса цен до около 140-160 долларов за тонну C&F для материала 3А из СНГ и 150-160 долларов за тонну FOB для аналогичного по характеристикам европейского лома HMS №1, но в дальнейшем им пришлось умерить аппетиты. В последних числах прошлого месяца металлолом прибавил в регионе около 5-10 долларов за тонну, причем европейские трейдеры надеются на небольшое повышение цен в июле по внутренним поставкам.
В Азии стоимость HMS №1 и 3А в конце июня находилась, примерно, на одном уровне — 190-210 долларов за тонну C&F, что заметно выше, чем в Европе. Американские компании рассчитывают на некоторый рост в июле, в своих прогнозах они опираются на улучшение ситуации на внутреннем рынке, где одни сорта металлолома прекратили падать в цене, а другие укрепились. Правда, азиатские цены в значительной мере зависят от Китая, вернее, от способности китайских властей сдержать рост производства и тем самым снизить давление на региональных производителей стали.
Если на рынке лома наблюдаются признаки стабилизации, этого не скажешь про спотовый рынок железной руды. Китайские компании поддерживают низкие объемы закупок, постепенно расходуя скошиеся в портах запасы. В конце июня индийская руда с 63% железа составляли около 65 долларов за тонну CFR, что более чем на 5 долларов за тонну уступало показателям двухнедельной давности.
Тем не менее, проблема дефицита железной руды в Китае остается актуальной, а местные металлурги заинтересованы в новых источниках сырья. В конце июня компания Shougang, занимающая четвертое место в металлургической промышленности КНР, заключила контракт с небольшой австралийской фирмой Mount Gibson Iron о совместной разработке железорудного местодения Mount Gibson в Западной Австралии. Стоимость реализации проекта оценивается, примерно, в 500 млн. долларов, ожидаемая производительность предприятия после ввода в строй составит порядка 5 млн. тонн в год.
Другое подобное соглашение заключила на прошлой неделе австралийская компания Rio Tinto, которая приобрела 50% паев в проекте Hope Downs у южноафриканской группы Kumba Ore (партнером Rio Tinto стала частная инвестиционная компания Hancock Prospecting). Запасы железной руды на данном местодении оцениваются в 450 млн. тонн, стоимость проекта, по последним данным, будет приближаться к 1 млрд. долларов.
Источник: УКРРУДПРОМ.
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/20264.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM