Мнение: В стране, где нет серьезного лоббирования интересов национального производителя, ничего и не получится

29 окт, 12:24

Будущее автопрома Украины зависит от того, какую страну мы хотим видеть. Если мы стремимся интегрироваться в европейское общество, то даже не должно возникать вопроса, быть ли украинскому машиностроению.

Развитие этой отрасли определяет не только экономическое будущее страны, но и ее имидж.

Сегодня многие производители автотехники в Украине потеряли надежду. Владельцы предприятий и инвесторы вложили в развитие своих заводов огромные деньги. И спустя год жизни в условиях кризиса эти заводы уже стоят на грани банкротства. Теперь нам нужно посмотреть, что же произошло и что нужно сделать, чтобы спасти ситуацию.

Шок — это по-нашему
Один из первых вопросов, которым стоит задаться: насколько значима государственная политика. В свое время был принят ряд государственных нормативных актов, которые позволили дать толчок автомобилестроению. В частности Украина первой из стран СНГ в 1997 году приняла закон о налоговых льготах для автопроизводителей, что создало благоприятный инвестиционный климат в стране. И после этого впервые Украина получила самую крупную инвестицию — компания Daewoo вложила в украинский автопром $200 млн. Также были модернизированы заводы в Луцке, Запорожье, построен новый завод в Черкассах.

Однако впоследствии наши еще не совсем контоспособные производители несколько раз были подвергнуты шоковой терапии. Первый сеанс был в 2005 году, когда власть решила досрочно лишить автопром всех принятых преференций.

Второй сеанс — вступление Украины в ВТО. Всем понятно, что любой подобный шаг страны должен быть экономически обоснованным. Особенно в такое сложное время, в которое нам приходится сегодня работать. Вступать в середине года в ВТО без переходного периода было поспешным решением.

Напомню, что, например, в таком государстве, как Турция, переходной период длился 15 лет. В Украине же, на мой взгляд, была совершена экономическая диверсия, когда мы в середине бюджетного года вступили в ВТО. Безусловно, тут не может быть двух мнений — вступать или не вступать во Всемирную торговую организацию. Но важны те условия, на которых мы это делаем.

Третий сеанс шоковой терапии — мировой финансовый кризис. Мы даже не представляли себе, что подобная ситуация может сложиться. Все были заняты внутренним рынком. И в таких условиях нам приходится работать сегодня. К чему это все привело? Если еще в 2008 году автопром составлял 4% от ВВП Украины, то в 2009-м — только 0,72%. В прошлом году на производстве автотехники было занято 85 тыс. рабочих, в этом году — 32 тыс. человек.

Защита 13%-ной надбавкой и кредитами
Последнее время много разговоров о 13%-ной надбавке к пошлине на импорт автомобилей. В частности о том, насколько она соответствует требованиям ВТО. Хочу сказать, что принятие этой нормы полностью соответствовало правилам ВТО. Когда нарушен платежный баланс, страна имеет право вводить дополнительные надбавки к пошлине на импорт.

Что получилось у нас? Мы пришли к президенту и объяснили ему проблему. Президент выразил готовность нас поддержать. Был подготовлен соответствующий законопроект о введении 13%-ной надбавки к пошлине. Затем он был проголосован в Верховной Раде, после чего президент наложил на него вето. Депутатам удалось преодолеть вето.

Однако надбавка просуществовала всего полгода. Какой эффект она принесла? Никакого. И в стране, где нет серьезного лоббирования интересов национального производителя, ничего и не получится. Для сравнения — ведущие страны мира потратили $1 трлн. на поддержание в первую очередь финансовых институтов и автопрома. И эти страны не стесняются нарушать нормы ВТО для того, чтобы защитить свои интересы во время кризиса.

Что можно сделать у нас? Чтобы ответить правильно на этот вопрос, нужно посмотреть, как поступают в Европе. Там правительства выделяют дотации на покупку нового автомобиля. Но нужно учитывать, что 96,5% автомобилей, которые покупают европейцы, в Европе же и произведены. У нас 85% продаваемых авто — это импорт. В таких условиях дотировать покупку новых автомобилей — значит поддерживать в первую очередь зарубежных производителей.

Проблемным остается и вопрос кредитования украинских предприятий. В Европе ставка кредитования производителей — 2-4%. Мы сегодня можем получить доллар под 16%, а гривню — под 30%. Вот, пожалуйста, попробуйте при таких процентных ставках развивать предприятие и сохранять рабочие места.

Примерно то же самое произошло и с кредитными программами, рассчитанными на приобретение авто. В прошлом году в течение месяца автокредитование практически на 100% было остановлено. Либо же были созданы такие условия, что кредит брать было нецелесообразно. Исходя из этого можно сделать вывод, что сегодня украинский производитель поставлен в неравные условия со своими контами. Со своей стороны мы будем продолжать добиваться преференций от правительства.

Тариэл ВАСАДЗЕ, почетный президент корпорации «УкрАвто»

Инф. delo


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/202081.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM