16 окт, 12:24
МВФ может приостановить сотрудничество с Украиной, прогнозируют эксперты. Причиной этого может стать невыполнение ряда ключевых условий меморандума. Например, срыв приватизации или отказ правительства повысить цены на газ для населения. В день прибытия в Киев миссии фонда, по результатам работы которого будет приниматься решение о предоставлении Украине дежурного транша в размере 3,7 млрд долл, о перспективах сотрудничества с МВФ и внешнеполитических ориентирах страны, РБК-Украина рассказал вице-премьер Украины по вопросам европейской и международной интеграции и управляющий от Украины во Всемирном Банке Григорий Немыря.
РБК-Украина: В Украину прибыла миссия МВФ. С каким настроением ее встретило правительство?
Г.Н.: С рабочим. Потому что это не чрезвычайная, это дежурная миссия МВФ, которая является стандартной. Дежурный пересмотр выполнения программы "стенд-бай". Кстати, в начале ноября, менее чем через месяц, исполнится год с начала выполнения этой программы. Украина была первой страной, которая получила такую помощь.
Безусловно, эта миссия имеет особенность, и эта особенность заключается в том, что она прибывает накануне официального начала президентской кампании. Это, безусловно, усиливает внимание как извне, так и внутри страны к наличию политических рисков, связанных с избыточной политизацией вещей, которые в идеальном варианте не должны быть предметом политизации. Это касается ключевых моментов: денежно-кредитной политики, ситуации в банковском секторе, фискального и бюджетного секторов и других вопросов, которые, как правило, находятся в центре внимания. Следует отметить, что наше общение не прекращается и в паузах между приездами миссии. В частности, я имел возможность провести соответствующие консультации во время ежегодных собраний МВФ и Всемирного банка в Стамбуле. Уже сегодня (13.10.2009 – РБК-Украина) я отбываю с рабочим визитом в Вашингтон, где пройдет ряд встреч с представителями МВФ.
РБК-Украина: Вы, после того как вернулись из Стамбула, говорили, что может быть сорвано сотрудничество из МВФ именно из-за политической ситуации в стране. Насколько велик этот риск?
Г.Н.: Я говорил о политических рисках, связанных с институционными проблемами. А именно, с непредсказуемостью ситуации в ВР. Это имеет непосредственное отношение к перспективам утверждения или неутверждения бюджета на 2010 г., и если парламент будут и в дальнейшем блокировать, то возрастает риск непринятия бюджета. Таким образом, когда парламент не работает, возникает угроза непринятия необходимых законов, а когда он начинает работать - принимаются популистские законы. Ярким примером этого являются абсолютно популистские по содержанию попытки повысить прожиточный минимум и другие стандарты уже в 2009 г. Вы знаете, что фракция БЮТ голосовала против - не против повышения социальных стандартов, а против безответственной политики, когда законопроект не имеет соответствующих ресурсов и обеспечения. Это углубит кризис вместо того, чтобы способствовать выходу из него.
Другой пример политического риска - это невыполнение договоренностей. В частности тех, которые содержались в меморандуме об экономической и финансовой политике, среди подписантов которого есть и Президент Украины. Когда п. 9 этого меморандума, относительно осуществления приватизации ОАО "Одесский припортовый завод" на конкурсных принципах, был фактически поставлен под угрозу из-за известного указа Президента, который запрещал проведение такой приватизации. Это сделало невозможным участие международных инвесторов.
РБК-Украина: Как будет складываться сотрудничество Украины с международными финансовыми институциями?
Г.Н.: Во-первых, мы исходим с того, что сотрудничество Украины с МВФ будет иметь продолжение. Украина, в отличие от многих других стран, в частности тех, которые являются нашими соседями, - Румынии и Венгрии, не имеет дополнительных источников внешнего финансирования кроме МВФ. В то же время, Румыния и Венгрия имеют еще существенное дополнительное финансирование со стороны ЕС. А в случае, например, с Латвией, это не только МВФ и ЕС, а еще и существенная помощь, в частности, скандинавских стран, банки которых мощно представлены в странах Балтии. По отношению к этим странам действует подход МВФ плюс ЕС, по отношению к Украине, пока еще, только МВФ.
Это не значит, что мы не ищем другие источники. Также мы активно проводим консультации и имеем первые позитивные сигналы о том, что Европейская комиссия, возможно, уже до конца этого года примет решение о предоставлении макрофинансовой помощи Украине. Это инструмент, который находится в распоряжении ЕК. Но для того, чтобы это произошло, нам нужно соответствующее решение Европейского Совета и Совета министров финансов ЕС. Но также, для того, чтобы эта помощь была осуществлена, необходимым условием является продолжение сотрудничества Украины с МВФ.
Кстати, по размерам Украина намного больше, чем Венгрия или Румыния. Но, если посмотреть на размеры программы МВФ, то в случае с Украиной - это 16,4 млрд долл, маленькая Венгрия имеет 15,6 млрд долл, а Румыния - больше 17 млрд долл. Это лишь средства МВФ! Так что, с этой точки зрения, если посмотреть как Украина борется с кризисом в соотношении со средствами, которые получены, наши показатели достаточно неплохие.
Безусловно, есть еще одна сфера, которая касается ситуации в банковском секторе, это реструктуризация банков и вопросы, связанные с прозрачностью формирования гибкого обменного курса. Это находится в компетенции НБУ, и в данном случае очень важно иметь прозрачный гибкий курс, потому что это является необходимым условием продолжения программы МВФ. Завершение реструктуризации банковского сектора связано с двумя наибольшими банками "Укрпром" и "Надра". Это также будет предметом обсуждения с миссией.
РБК-Украина: Чем можно объяснить такую снисходительную позицию МВФ относительно Украины, поскольку даже в Украине правительство неоднократно обвиняли в том, что не выполняются условия меморандума, в частности, относительно повышения цен на газ для населения, и т. п.?
Г.Н.: Я не соглашаюсь с оценкой "снисходительное отношение". Потому что это не решение одного лица, или руководства миссии. Решение принимает Совет Директоров МВФ, в который входят представители стран, которые делают наибольшие взносы к МВФ. Так что, это вопрос очень существенного профессионального анализа, и миссия является лишь одной из его составляющих.
Если сравнить развитие программ, как они идут в других странах, то там вы также не найдете случаев когда на 100% есть выполнение предварительных условий. Потому что кризис сам по себе является экстраординарным, очень тяжело предусмотреть его ход. Например, тот же МВФ во время учреждения программы настаивал на бездефицитном бюджете. Потом, во время корректировки, они согласились с тем, что реальная ситуация делает невозможным выход из кризиса, если оься на старые рамки, в частности, на отсутствие дефицита бюджета. И рамки дефицита были увеличены. Это называется гибкость МВФ, но в данном случае это не есть гибкость ради гибкости, или снисходительность по отношению к руководству Украины. Это есть признание реалий.
Так же признанием реалий является и момент адаптации программы, связанный с институционными конфликтами в Украине. В идеальной стране законопроект, разработанный правительством, должен был бы быть одобрен ВР. В частности, речь идет о нескольких законопроектах, которые в рамках программы разработаны и поданы на рассмотрение от имени правительства. Также находятся на рассмотрении в парламенте 20 законопроектов, связанных с укреплением банковского сектора. Но парламент заблокирован. Значит, чтобы решить эту проблему, нужно искать другой способ - это также является моментом гибкости, который в других, нормальных условиях, вообще не должен был бы обсуждаться.
Или другая проблема. Украина является рекордсменом среди всех стран по применению вето Президента к решениям правительства. Это существенный признак не функционирующей нормальным способом политической системы.
РБК-Украина: То есть, Вы положительно настроены относительно сотрудничества с МВФ, и правительство убеждено, что транш будет, как и планировалось, в ноябре?
Г.Н.: Чтобы продлить сотрудничество с МВФ, нужно будет принимать нелегкие решения. И именно поэтому мы нацелены на тяжелую работу, но надеемся на позитивный результат. Могу сказать, когда я в последний раз общался из Джейлой Пазарбазиолу, она поздравила меня с победой украинской футбольной сборной над сборной Англии и пожелала полушутя, чтобы украинские политики могли так же объединиться ради успеха и интересов Украины. Это очень важно.
Мы надеемся, что, несмотря на начало президентской кампании, и со стороны Президента, и со стороны всех сил в парламенте, в частности - Партии регионов, может быть и должно быть продемонстрировано понимание преимуществ приоритетности общенациональных интересов над узкопартийными. Это всегда тяжело, особенно во время избирательной кампании, но это то, чего бы мы хотели как правительство. Потому правительство готово к эффективному обсуждению в парламенте проекта бюджета. Правительство готово вносить в него изменения, но в том случае, если они будут реалистичными, нацеленными на стабилизацию финансово-экономической ситуации, а не на углубление кризиса и, соответственно, дестабилизацию.
РБК-Украина: Это Вы говорите о повышении социальных стандартов. Если этот закон таки будет принят, как правительство будет действовать? Будет ли БЮТ блокировать парламент?
Г.Н.: Мы давно отказались от такой практики. Мы не поддержали данный закон, потому что он не обоснован экономически. Есть соответствующая оценка и наша, и независимых экспертов: данный закон серьезно усугубит кризис. То есть, он ухудшит материальное положение тех людей, на улучшение которого он, якобы, направлен. Вот в чем основной негатив. Безусловно, мы будем действовать парламентскими методами, но надеемся, что в данном случае те, кто голосовал за этот популистский закон, в частности, те, кто декларирует лояльность к Президенту, также пересмотрят и дважды подумают, прежде чем в дальнейшем такой закон поддерживать.
РБК-Украина: Видные эксперты говорят о том, что, учитывая политическую ситуацию плюс выборы, МВФ не предоставляет средства во время выборов, чтобы это не выглядело как поддержка одного из кандидатов. Выдержит ли Украина этот период, если средства поступят лишь после выборов?
Г.Н.: Я ориентируюсь на задание ближайших двух недель. Во-первых, это работа с миссией и работа миссии здесь. А с точки зрения выборов, то у нас каждый год выборы. То есть, если эту логику применить, то МВФ вообще должен был бы забыть об Украине. Потому я отбрасываю этот аргумент.
МВФ не является чем-то таким оторванным, стоящим над странами. Я уже говорил, решения принимаются при помощи механизма, в котором задействованы многие страны. Это и США, Франция, Германия, Италия, это и Россия, и другие страны - ы Совета Директоров, которые принимают решение. Так что в данном случае мы знаем, что эти же страны сами переживают кризис. И есть примеры, когда правительства успешно справляются с кризисом или не успешно. И здесь речь идет не о благотворительности, а о том, что кризис начался не в Украине.
Но из-за отсутствия экономических реформ, избыточной зависимости от спроса на металл, институционного конфликта, Украина так тяжело переживает кризис. Но так же непросто он проходит и в той же России, и во Франции, и в Германии. Потому речь идет о четкой калькуляции и выводах, которые делаются по каждому конкретному случаю.
Кстати Турция совсем недавно, в начале 2000 гг. пережила жестокий финансовый кризис. Сейчас правительство Турции ведет очень тяжелые переговоры с МВФ. После преодоления того кризиса создавалось впечатление, что Турция подготовлена, но оказалось что это не так. Потому подчеркиваю, что Украина справится с этим кризисом. Невзирая на все "пророчества" относительно дефолта, уже есть первые признаки выздоровления. И это многого стоит. Ни один из банков с иностранным капиталом не объявил себя банкротом. Они остаются - это признак доверия. Тот факт, что Deutsche Bank открыл две недели тому назад свою дочернюю структуру здесь, в Украине, - это очень значимый признак доверия. Мы также продолжаем наш диалог из ЕС относительно макрофинансовой помощи.
РБК-Украина: Уточните о помощи ЕС. В чем она может заключаться?
Г.Н.: Это стандартный инструмент предусмотрен Маастрихтскими соглашениями. И есть прецеденты, когда часть этой помощи направлялась в бюджет. Ведь мы говорим пока еще о вероятности такой помощи. Она может составлять от 200 до 600 млн евро. Но было бы преждевременно сейчас говорить как об объемах, так и о других конкретных параметрах такой помощи.
РБК-Украина: Я правильно понимаю, что Украина за ней обратилась?
Г.Н.: Да. Мы обратились и ведем такие переговоры. Мы понимаем, что есть процесс принятия решений в самом ЕС, который включает одобрения на Европейском Совете и на Совете министров финансов. Такое обсуждение планируется и, надеемся, что в ближайшее время мы будем иметь результат. Но отмечу, что условием предоставления помощи будет продолжение сотрудничества с МВФ.
РБК-Украина: Более близкая для вас тема международных отношений - взаимоотношение с Россией, насколько уверенно в них чувствует себя Украина? Поскольку часто мы слышим несопоставимые заявления из Москвы. С одной стороны премьеры договариваются, что Украина может закупать газ в зависимости от потребностей, и не будет штрафов. После этого появляется заявление "Газпрома" что закупка газа осуществляется исключительно по контрактам - и никакого сокращения не будет.
Г.Н.: Заявления премьеров говорят сами о себе и здесь нечего комментировать. На фоне отсутствия контактов на самом высшем уровне, я имею в виду Президентов, это, безусловно, негативно как для Украины, так и для России. Тем более, это увеличивает важность регулярных контактов на уровне премьер-министров. Регулярно проводятся заседания экономической комиссии. В ноябре очередное заседание состоится в Украине. Это важно, поскольку Россия после ЕС является наибольшим торговым партнером Украины. Потому фактор стабильных предсказуемых отношений с Россией является абсолютно ключевым для Украины и Премьер-министра Украины.
Важно, что именно Украина принимает решение о своих внешнеполитических приоритетах. Именно Украина, а не кто-то другой, формирует иерархию своих интересов, и именно Украина должна их отстаивать.
Третье. Чем сильнее единство внутри Украины - тем более крепки позиции Украины на международной арене. Именно отсутствие единства и конфликты - институционные, идеологические и другие - существенно ослабляют Украину в целом. И это касается не только отношений с РФ, но и с другими странами.
РБК-Украина: Мы все понимаем что "Газпром" не будет делать никаких заявлений без согласования с политическим руководством России.
Г.Н.: Я бы советовал ориентироваться на заявления именно руководства РФ. Потому что "Газпром" - это государственная компания. И в данном случае, именно государство РФ имеет большее влияние, чем менеджмент самого "Газпрома". Это не есть благотворительность со стороны России, как это иногда представляют. Это четкое понимание взаимозависимости. Подобные проблемы возникают в России и на рынках Западной Европы, где также уменьшилось потребление газа. Нужно договариваться и находить компромиссное решение. "Газпром" не может убивать курицу, которая несет золотые яйца. А такой курицей являются и те страны, кому поставляется газ, и страна, которая обеспечивает беспрепятственный транзит.
РБК-Украина: Правительство планирует как-то зафиксировать эти договоренности в соглашениях?
Г.Н.: В данном случае есть процесс оценки реальных потребностей. И, безусловно, это будет одной из тем встречи экономического комитета. Но я бы не сводил это к газовой проблематике. Это намного шире. Это и авиастроение и другие направления.
РБК-Украина: Кстати, относительно того, что это более широкая тема, не являются ли такие заявления "Газпрома", после объявления договоренностей премьеров, давлением на Украину, чтобы она уступила где-то в другом вопросе?
Г.Н.: Единственное могу сказать, что управление информации "Газпрома" является очень мощным. Это показал кризис начала этого года. Но здесь также "Газпром" понял, что та же пропагандистская машина может быть контрпродуктивной. Я ориентируюсь на заявления на наивысшем политическом уровне, это намного важнее.
РБК-Украина: Если не ошибаюсь, была информация, что встреча премьеров в ноябре опять может не состояться.
Г.Н.: Нет, она состоится. Мы сейчас согласовываем график и определяем наиболее приемлемую дату и место. Я уверен, что такая встреча состоится.
РБК-Украина: Сейчас наблюдается улучшение отношений между США и Россией, и много говорят о том, что ради этого США могут пойти на уступки России относительно Украины. Какие здесь позиции Украины?
Г.Н.: Украина приветствует политику улучшения отношений между Россией и США. Раньше это называли "разрядкой". Мы, безусловно, заинтересованы, чтобы между этими странами были конструктивные отношения. Опасения, что улучшение этих отношений может происходить за счет Украины, не имеют реальной почвы. Хочу подчеркнуть - Украина свои приоритеты вырабатывает сама, и Украина заинтересована иметь хорошие отношения как с РФ, так и с США.
РБК-Украина: Возможен ли, например, такой размен: при уступке России в вопросе Ирана США откладывают в "долгий ящик" вступление Украины к НАТО?
Г.Н.: Вопрос вступления Украины к НАТО не решает США. Он решается народом Украины путем, определенным Конституцией Украины. Некоторые круги, политики, еще перед Бухарестским саммитом, именно так узко трактовали вопрос содействия или не содействия. И оказалось, что их расчеты были порочны. Сейчас важно наладить как можно быстрее качественные контакты с новой администрацией США. Частью этого задания будет и мой визит в Вашингтон.
РБК-Украина: ЕС дает Украине понять, что соглашение об ассоциации, по крайней мере до завершения выборов, подписанная не будет?
Г.Н.: Украинская сторона пытается делать все возможно, но мы должны быть реалистичнее и говорить, что это вопрос повестки дня уже в следующем году. А не ближайшего месяца-двух. Это как раз тот случай, когда нам более важна суть, чем дата завершения процесса. Но там где это возможно, мы максимально быстро двигаемся. Однако нехватка политической стабильности является серьезным тормозом на этом пути. Мы не ищем альтернатив в Азии или Евразии. Мы продолжаем идти в ЕС, уделяя внимание качеству этого процесса.
РБК-Украина: Но Украина настаивает именно на ассоциации с ЕС с перспективой вступления.
Г.Н.: Вопрос не в сроках. ЕС имеет много соглашений, где в самом названии фигурирует слово "ассоциация", в том числе со странами которые даже не расположены в Европе, а следовательно не имеют даже шансов рассматриваться как потенциальные кандидаты на вступление в ЕС. На данный момент ЕС в рамках переговоров не готовый включать пункт который бы свидетельствовал о четкой институционализации такой перспективы для Украины. Но то, что невозможно сегодня, как показывает опыт мировой дипломатии, может быть возможно завтра. Просто нужно создать условия, чтобы это завтра наступило быстрее. Безусловно, и здесь не нужно скрывать правду, стать ом ЕС Украине будет значительно сложнее, чем это было для стран Центральной и Восточной Европы, которым на это понадобилось 14-15 лет. Сколько это займет у Украины, я не готов говорить, но важной предпосылкой должна быть взлелеянная в мечтах, желаемая политическая стабильность.
РБК-Украина: Какие у Вас отношения с Петром Порошенко?
Г.Н.: Я уже сделал официальное заявление относительно его назначения министром иностранных дел. У нас добрые личные отношения, я ценю его как профессионального человека и приветствую его назначение. Я имею все основания быть уверенным, что он как министр и я, как вице-премьер из европейской интеграции, сможем эффективно координировать усилие Украины на пути к интеграции к ЕС.
РБК-Украина: То есть, прекратится практика, когда во время зарубежных визитов премьера представители МИД даже не принимали участие во встречах?
Г.Н.: Не было такой ситуации никогда. Существует стандартная практика, которой мы придерживаемся. Были частные случаи, которые делали невозможной такую практику, и на каждый такой случай были причины. Я надеюсь, что наша гармоничная работа с министром не даст оснований для того, чтобы такие случаи происходили в будущем.
РБК-Украина: В МИД возлагают надежды на П.Порошенко, ввиду того, что он сможет решить проблемы с финансированием ведомства. Правительство планирует пересмотреть свой подход к расходам на МИД?
Г.Н.: Безусловно, если будет представление, в правительстве должна состояться дискуссия. Я не имею в этом сомнений. Дипломатия должна финансироваться разумно, даже в условиях кризиса. Но умная достаточность такого финансирования - это как раз то, что должен предложить новый министр. И я, как коллега по Кабинету Министров, как и другие, буду готов это разумное финансирование рассматривать. Но, чтобы что-то увеличивать, нужно что-то сократить. Многие другие страны, которые находятся в ситуации лучшей, нежели Украина, внешнеполитическим ведомствам еще в начале кризиса предложили определенную реструктуризацию. Это закрытие определенных миссий, посольств или сокращения персонала. У нас это не было сделано по неизвестным для меня причинам при предыдущем руководстве. Но я думаю это один из элементов оптимизации, который может быть в обосновании финансирования МИД.
Инф. rbc
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/201321.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM