11 июн, 11:28
Благодаря Николя Саркози Франция стала страной №1 в Европе по борьбе с кризисом. В чем же секрет французского президента?
В начале июня с дружественным визитом во Францию прибыл президент США Барак Обама. Будучи всего полгода на посту главы Белого дома, американский президент еще очень избирательно подходит к визитам за рубеж, осторожно расставляя приоритеты и как бы подчеркивая своим посещением значимость страны на международной политической арене. По сути Обама так и объяснил свою поездку в Париж для встречи с главой Франции Николя Саркози: "Она (Франция. - Ред.) помогает определять направления, по которым мы следуем в решении буквально всех проблем - от изменения климата до глобальной рецессии. И президент Саркози в ряде случаев принял очень смелые решения - по Афганистану и жесткой прямой дипломатии с Ираном. В этих сферах он показал себя как отличный лидер".
Обама действительно не ошибся насчет влиятельности Франции в Евросоюзе. За те полгода, во время которых Франция председательствовала в ЕС, благодаря гиперактивности Саркози европейские государства приняли решение о выделении 200 млрд евро на антикризисное стимулирование экономики, утвердили программу по защите климата Земли, предполагающую сокращение выбросов на 20% к 2020 году, и объявили, что ЕС открыт для новых ов.
В пользу Саркози говорит и то, что Франция - одна из тех стран, которые справляются с нынешним кризисом лучше остальных европейских государств. Со времени начала рецессии весной прошлого года Франция постоянно показывает результаты более утешительные, чем многие другие государства зоны евро и Евросоюза в целом. Так, если в первом квартале 2009 года экономика ЕС-27 обвалилась в среднем на 2,4%, то во Франции спад был вдвое медленнее - лишь на 1,2% к предыдущему кварталу. И хотя Министерство экономики Франции было вынуждено вдвое ухудшить прогноз по темпам экономического спада на 2009 год (до 3%, то есть до уровня, который ожидают МВФ и ОЭСР), это не так уж плохо на фоне "еврососедей". В Евросоюзе более мягкая "посадка" ожидается только в некоторых новых странах-ах - Болгарии, Польше, Словакии, Чехии, а также на Кипре и Мальте. Есть и другие позитивные моменты. Например, дефицит бюджета, который во всех странах растет до беспрецедентного уровня из-за необходимости стимулировать экономику, во Франции находится ниже среднего для государств-ов ОЭСР уровня. Если в этой стране бюджетный разрыв ожидается на уровне 6,2% ВВП, то в Великобритании он достигнет 9,8%, а в США - 13,6%.
Чудеса французской экономики
Французская экономика выздоравливает ускоренными темпами благодаря нескольким факторам. Во-первых, она меньше зависит от внешней конъюнктуры, чем, скажем, ориентированная на экспорт экономика Германии. Поэтому сокращение экспорта на 6% в первом квартале не сильно отразилось на французской экономике. В то же время частное потребление - главный двигатель экономического роста во Франции - оказалось достаточно устойчивым к кризису и все еще продолжает увеличиваться. За этот тренд в ответе сама модель французской экономики - социально ориентированная, с сильным госсектором, в котором работают 5,2 млн человек. То есть 21% занятого населения имеет гарантированные рабочие места. Остальные защищены пособиями по безработице, которые достигают до 75% зарплаты.
Во-вторых, местная промышленность не особо зависит от инвестиционных товаров, поэтому падение спроса на них не ударило по экономическому росту.
В-третьих, уровень задолженности домохозяйств во Франции ниже, чем в странах, которые пережили бум на рынке недвижимости (вдвое меньше, чем в США и Великобритании). Это объясняется более жесткими условиями кредитования, а также бережливостью французов. Поэтому экономика страны пострадала от обвала цен на недвижимость несущественно, и французским властям пока не пришлось национализировать ни одного банка.
Наконец, скорому выздоровлению экономики способствует то, что стимулирующий план фискальных мер, принятый Саркози в декабре, реализуется значительно быстрее, чем другие национальные планы в ЕС. Поэтому и плоды антикризисной политики французы собирают раньше остальных. Изначально антикризисный план страны вызывал в экспертных кругах большие сомнения относительно его быстродействия, поскольку упор был сделан на инвестиции, а не на стимулирование потребления. А эффект от реализации инфраструктурных проектов никогда не считался мгновенным или более быстрым, чем эффект от мер, способствующих росту потребительского спроса. Но, как оказалось, скорость реакции экономики на эти меры зависит не только от того, что они из себя представляют, но и от того, как их внедрять. Здесь свою роль сыграло традиционно сильное французское государство.
Жесткая централизация
Как заявил в интервью Financial Times министр по восстановлению экономики и близкий советник Саркози Патрик Деведжян, централизованная система управления позволила французским властям быстрее мобилизовать ресурсы на борьбу с кризисом, чем это делается в других европейских государствах. "В том, что касается нашего плана восстановления, мы на четыре месяца опережаем другие страны Европы, - подчеркнул Деведжян. - Я знаю, потому что я обсуждал это с другими европейскими министрами. Они рассказали мне о проблемах, с которыми столкнулись. Они отстают, потому что не могут мобилизоваться достаточно быстро". И это не просто хвастовство. Из 26 млрд евро, выделенных на спасительный план на 2009 год, 10 млрд уже распределены между проектами. Причем условия по их использованию довольно жесткие: тянуть с реализацией проектов нельзя, и те, кто не использует полученные средства в этом году, будут вынуждены их вернуть, так и не воплотив запланированное в жизнь. Кроме того, власти специально подбирали такие проекты, которые можно осуществлять без промедления. Так, в каждом регионе нашлись проекты, готовые к запуску, но которым не хватало финансирования. В их числе реконструкция храмов и церквей, дорог и портов и т. д. Эти и подобные им планы (всего около тысячи) и получили государственные инвестиции.
С такими успехами Франции неудивительно, что Обама восторгается этой страной и ее властями. Неудивительно, что представители правительств других государств приезжают сюда перенимать ее антикризисный опыт. Неудивительно и то, что в процессе борьбы с кризисом многие страны все больше, сами того не осознавая, склоняются к французской модели экономики - усиливают государство, повышают социальные гарантии, ужесточают стандарты кредитования, сокращают дисбаланс между финансовыми и реальными активами.
Впрочем, несмотря на все достоинства Николя Саркози и его управленческого стиля, у него столько же врагов, сколько и поклонников. А кого больше - узнаем по итогам выборов в Европарламент 7 июня.
Елена Снежко
Инф. delo
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/194182.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM