29 апр, 15:00
Пока меньше других от кризиса пострадали производителитоваров широкого потребления, но не они выведут экономику страны из рецессии.
Обобщенный портрет компании, незначительно пострадавшей от кризиса, выглядит примерно так. Это производитель или продавец товаров и услуг повседневного спроса, который не имеет больших долгов и не очень-то зависит от импорта. Еще одна деталь: после резкой девальвации гривни такому предприятию удалось более-менее эффективно оптимизировать издержки.
Кризис в Украине развивается по классическому сценарию: наибольшие потери несут те, кто занимается строительством, а также производит или продает товары длительного пользования — как для коммерческих клиентов (сырье, оборудование и материалы), так и для обычных потребителей. Такова статистика: лидеры падения — строительные компании, объем работ которых в январе–марте снизился на 56,7% (по сравнению с аналогичным периодом минувшего года). Промышленное производство в целом сократилось за этот же период на 31,9%, прежде всего за счет тяжелой индустрии. В частности, в металлургии падение составило 43,3%, в машиностроении — 54,6%.
В то же время спрос на рынках потребительских товаров кратковременного пользования снизился гораздо меньше: за первые три месяца 2009 года выпуск продуктов питания сократился только на 11,1% (к январю–марту 2008-го), а розничный товарооборот — на 11,5%. Сельское хозяйство остается единственным растущим сектором экономики. В январе–феврале рост производства в этом секторе увеличился на 1,1%, хотя это связано не только с высоким спросом, но и с хорошим финансовым положением многих аграрных компаний после рекордного урожая зерновых в минувшем году. Кроме того, незначительно пострадала от кризиса и сфера услуг. Объем предоставленных услуг в январе–феврале уменьшился всего на 11%.
Худшее — впереди
Такая пропорция падения разных рынков типична в период рецессии. Компании отказываются от расходов, которые можно отложить, прежде всего от инвестиций в основной капитал: строительство новых мощностей, обновление оборудования. Подобным образом поступают и частные лица. Кроме того, потребители перекраивают свои бюджеты в пользу затрат, которые трудно сократить, таких как покупка продовольствия, одежды, оплата коммунальных, транспортных и медицинских услуг.
С течением времени картина будет меняться. «Спрос на услуги и на товары повседневного спроса зависит от доходов населения, которые постепенно уменьшаются», — говорит директор исследовательского центра «Case Украина» Дмитрий Боярчук. Пока Украине удалось избежать массовой безработицы, а доходы граждан сократились незначительно. По данным Госкомстата, в январе–феврале реальная средняя зарплата (с поправкой на инфляцию) уменьшилась на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. А уровень безработицы, по оценке Международного центра перспективных исследований, в I квартале этого года составил 9–9,5% от экономически активного населения в возрасте 15–70 лет (в IV квартале 2008-го она достигала 6,4%). Но компании и банки продолжают сокращать персонал, а реальные доходы населения по-прежнему уменьшаются из-за высокой инфляции, которая, согласно прогнозу Всемирного банка, в этом году достигнет 16,4%.
Надежда есть
У промышленных предприятий больше шансов первыми преодолеть кризис. Поначалу за счет тех компаний, которые ориентированы на внутренний потребительский рынок. Их продукция будет частично замещать импортные товары, которые стали менее контоспособными после подорожания доллара на 75–80% за последние семь месяцев. Со временем начнет восстанавливаться и спрос на товары производственного назначения, которые Украина продает на внешних рынках. Опыт выхода страны из экономического кризиса 1990-х годов показывает, что объем капиталовложений и промышленное производство начинают расти раньше сферы услуг и торговли. Объем инвестиций в основной капитал увеличился еще в 1998 году, производство — в 1999 году, а розничный товарооборот и ВВП — только в 2000-м. Долгосрочные капиталовложения были драйвером роста на начальном этапе восстановления экономики: в 2000–2004 годах объем инвестиций в основной капитал ежегодно увеличивался в среднем на 20,7%, а ВВП — только на 8,4%. Быстрый рост на рынках потребительских товаров длительного пользования (автомобилей, бытовой техники) начался позже — лишь после того как с 2001-го реальные зарплаты стали расти на 20–25% в год, а с 2004–2005 годов еще и банки начали активно кредитовать частных лиц.
Когда закончится кризис — неизвестно. Это зависит от конъюнктуры внешних рынков, которая определяет спрос на продукцию предприятий тяжелой промышленности Украины. «Когда в мире начнут восстанавливаться объемы инвестиций и потребительский спрос, тогда увеличится строительство, а также производство автомобилей, судов, другой машиностроительной продукции. Только следом за этим вырастет производство стали», — прогнозирует вице-президент консалтинговой компании Research & Consulting Group Александр Сирик.
Шансы подкорректировать этот сценарий есть. Если не для всей экономики, то для отдельных компаний. К примеру, пока некоторые банки теряют платежеспособность, другие ведут рекламные кампании, стремясь увеличить долю рынка за счет выбывающих оков. Кризис может подтолкнуть украинскую экономику к постепенным структурным изменениям. Пока уровень продаж отечественной стали остается низким, растет спрос на национальные компьютерные программы. Объем предоставленных услуг по разработке программного обеспечения в январе–феврале увеличился на 31,1% (к аналогичным месяцам 2008-го).
Константин КРАВЧУК
Инф. kontrakty
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/191830.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM