21 ноя, 12:40
Украинские водители, поставленные в ноябре-2008 перед фактом многократного увеличения размеров штрафов за нарушение Правил доного движения, не слишком оптимистично настроены в отношении использования средств, "отобранных" у них бдительной, но родной милицией. Очевидно, что обогащение Государственного бюджета мало волнует автовладельцев. Их скорее беспокоит возможный рост взяточничества на дорогах и, как следствие, опасность расстаться с немалой суммой денег, которая может уйти "в никуда".
Еще год назад украинцы в своей общей массе (60% водителей и 85% пешеходов) поддерживали введение "прогрессивных" размеров штрафов, когда за более грубое нарушение налагается большее взыскание. Однако, намекали граждане, в связи с введением новых сумм штрафов на дороге может расцвести и процветать коррупция. Отвечая на вопрос о методах борьбы с коррупцией на дороге, 66% опрошенных пешеходов в ноябре 2007 года поддержали передачу сотрудникам ГАИ части наложенных штрафов в виде премии. Водителей, поддержавших такое предложение, было на четверть меньше (более 45%). При этом более 80% пешеходов поддержали предоставление неподконтрольной ГАИ службе права проводить оперативные проверки по жалобам водителей на необоснованность наложенного штрафа. Предложение разрешить налагать штрафы сотрудникам ГАИ без решения суда поддерживали 83% пешеходов и 51% водителей, соответственно.
В 2008 году украинцы уже без обиняков и намеков говорят: увеличение штрафов за нарушение ПДД приведет к росту количества и качества взяток. Согласно результатам опроса, проведенного Информационным агентством ЛІГАБізнесІнформ, такого мнения придерживаются почти 74% граждан. Немногим менее 14,5% респондентов верят, что новые штрафы приведут только к сокращению числа нарушений на дорогах, а не к наполнению карманов украинских милиционеров. В то же время, ГАИ не скрывает своего удовольствия по поводу введения новых штрафов. Смертность на автодорогах Украины с момента введения новых повышенных штрафов, то есть с 17 ноября 2008 года, говорят в ведомстве, снизилась втрое.
Украинские водители, однако, не устают повторять: от новых штрафов будут страдать только "простые смертные", а те, кто ездит на автомобилях типа "Lexus", "Mercedes", "Bentley" и других недешевых иномарках, будут и дальше нарушать Правила доного движения, "откупаясь" от инспекторов ГАИ немалыми суммами. Госавтоинспекция подобным недоверчивым отвечает: контроль на дорогах за водителями и владельцами престижных автомобилей, стоимость которых превышает $100 тыс., будет усилен. За первые сутки действия новых штрафов, например, в ГАИ были задокументированы 403 грубых нарушения ПДД именно такими водителями, - утверждает милиция.
Но автомобилисты не унимаются: руководствующиеся горьким опытом, они уверены, что уровень взяточничества на дорогах после введения новых штрафов возрастет в разы. Респонденты при этом предлагают разные варианты развития событий. "Беспредел милиционеров", "увеличение доходов инспекторов ГАИ", "массовое нарушение законодательства", "унижение чести и достоинства водителя" - вот основные прогнозы украинцев. Есть, правда, и оптимисты, хотя их число значительно меньше. Некоторые респонденты, например, полагают (или надеются), что новые штрафы приведут к увеличению престижности профессии инспектора ГАИ и к усилению принципиальности милиционеров.
И все же, более 40% украинцев уже после вступления в силу положения о новых штрафах, говорят: общение с родной милицией на дорогах стало гораздо дое. Если раньше от сговорчивого инспектора можно было "откупиться" 20 гривнями, то теперь, говорят автовладельцы, за ту же "услугу" приходится платить 150-200 грн. "Теперь ГАИшники стоят не с жезлами, а со степлерами. Держит в руке протокол, к нему прикладывает водительское удостоверение и спрашивает: "Ну що, будемо прикріплювати посвідчення до протоколу?". Я сразу вытянул и отдал 50 гривень", - написал в своем комментарии к опросу один из респондентов-киевлян.
ГАИ с оптимизмом смотрит в будущее, обещая украинцам: за взяточничество на дорогах будут исключать из милиции, а не объявлять выговоры. Начальник Департамента Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины Сер Коломиец утверждает, что с начала года сотрудники доной милиции зафиксировали немногим менее 40 случаев получения взяток сотрудниками ГАИ от водителей, нарушивших ПДД. С.Коломиец заверяет, что если инспектор будет заниматься взяточничеством, то его уволят из милиции. Кроме того, наказание понесет и непосредственный руководитель инспектора, вплоть до снятия с занимаемой должности. "И выше - те руководители, которые допускают такое, получат соответственную оценку. Никто не будет наказан выговором или предупреждением, только увольнение из милиции", - уточняет он.
Но, несмотря на весь негатив, связанный с новыми штрафами и нехорошими предчувствиями в отношении процесса обогащения милиции, украинцы готовы давать взятки представителям ГАИ: это сэкономит и время, и нервы, - уверены они.
Подавляющее большинство респондентов (55,2%) в ходе опроса, проведенного на портале ЛІГА, отмечали, что давали взятки "не раз и без проблем при нарушении Правил доного движения". За "более правильное оформление" доно-транспортного происшествия готовы были давать взятки сотрудникам ГАИ 3,7% респондентов. Около 5% водителей, как они утверждали, давали взятки ГАИшникам только один раз, 2% пытались дать взятку, но ее не взяли честные сотрудники правоохранительных органов. И только около 15% респондентов выступили категорически против взяток сотрудникам ГАИ. "Никаких взяток, только оформление протокола", - говорили они.
И в заключение. На днях Министр внутренних дел Украины Юрий Луценко призвал водителей не давать взяток инспекторам ГАИ в случае остановки за нарушение ПДД. "Нет никакой технической или нормативной защиты от какого-либо вида преступлений, в том числе и от взяточничества. А единственной защитой от взяточничества может быть общественное соглашение: не брать и не давать взяток. Поэтому, приветствуя принятие нового Закона, которым предполагаются реальные виды наказания за самые тяжкие преступления на дорогах и за опаснейшие нарушения правил доного движения, я призываю всех водителей договориться между собой - не давать взяток", - сказал Министр. И подвел черту: тем, кто на дороге придерживается Правил доного движения, бояться высоких штрафов (и, как следствие, взяток - ред.) нечего.
Елена ГРИГОРЬЕВА
Инф. liga
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/182681.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM