Елена Лукаш: «Досрочные президентские выборы возможны при определенных договоренностях политических оков»

10 сен, 12:54

Выход «Нашей Украины» из коалиции НУНС-БЮТ в первый же после каникул сессионный день активизировал процессы, подспудно тлевшие в парламенте.

Несмотря на заверения о том, что демократическая коалиция все-таки имеет шансы на восстановление, этот сценарий с каждым днем выглядит маловероятным. Более возможными представляются варианты создания новой коалиции – Партии регионов и БЮТ, либо досрочные парламентские выборы. Либо вариант, озвученный министром юстиции Николаем Онищуком, - парламент будет существовать без легитимизированной коалиции, работая в режиме ситуативных голосований. Именно на ситуативности нового союза акцентируют внимание представители Партии регионов, включая лидера Виктора Януковича, подчеркивая, что переговоров с БЮТ на предмет создания коалиции никто пока не ведет.

О том, что произошло в прошлый вторник в парламенте и какую линию поведения предпочтет самая большая фракция ВР, «Главред» говорил с депутатом от Партии регионов Еленой Лукаш.

Елена, после заявления «Нашей Украины» о выходе из коалиции с БЮТ заговорили, по крайней мере, о трех возможных сценариях развития ситуации: восстановление коалиции НУНС-БЮТ, создание коалиции БЮТ и Партии регионов и досрочные выборы. Какой из этих вариантов представляется вам наиболее вероятным?

Мы не раз заявляли, что коалиции НУНС-БЮТ нет – ни де-юре, ни де-факто. И только ослиное упрямство, традиционно присущее «демократическому» лагерю, заставляет всех ходить по судам и доказывать, что белое – не черное, а черное – не зеленое. Поэтому сейчас разговоры о том, что коалиция умирает, смешны: ее давно нет. С другой стороны, «демократы» всегда объединяются за пять минут до расстрела.

«Расстрел», в данном случае, это угроза досрочных выборов или перспектива создания новой коалиции с участием Партии регионов?

Это право Президента, определенное статьей 90 Конституции Украины, на досрочное прекращение полномочий Верховной Рады при условии отсутствия коалиционного большинства. Поэтому, думаю, есть три варианта развития событий: «объединение» наших «демократов», новая коалиция или «очередные внеочередные» выборы.

Вы считаете, что Президент сознательно будет ослаблять парламент?

Конечно! Давайте еще раз отправим их на выборы, пусть займутся делом! Как ни считай, 60 дней – это срок досрочной парламентской кампании, плюс месяц отводим на судебные тяжбы, месяц на регистрацию народных депутатов и приведение их к присяге, месяц на коалициаду – это минимум пять месяцев! Представляете, как удобно! Действительно, почему Президент должен постоянно видеть в глазах парламентариев непонимание своих евроатлантических ценностей.

Злые языки из высоких кабинетов уже подают сигналы о разработанном и подготовленном плане проведения досрочных парламентских выборов в декабре. Эти же языки утверждают, что этот план подготовлен лично Виктором Ивановичем Балогой. Одна из ключевых идей этого плана такова: Президент сейчас не только боится коалиции ПР-БЮТ, но и никак не влияет на свою фракцию, поэтому беречь ее ему незачем. Кому нужен чемодан без ручки? Он с удовольствием избавится от «Нашей Украины» и променяет ее на несколько более лояльных штыков из «Единого центра» - или вообще никаких, чтобы под ногами не путались.

Есть и другой план – «милитари». План силовой дестабилизации жизни в государстве. Но об этом мы поговорим позже.

Насколько высока вероятность создания коалиции Партии регионов и БЮТ?

О какой-то вероятности сегодня говорить рано. Мы получили ультиматум и понимаем, что Президент будет пытаться реализовать сценарий досрочного прекращения полномочий Верховной Рады по известной уже схеме, по статье 90 Конституции. Объединиться в коалицию мы сможем только на базе выполнения своей программы. Власть на час нас не интересует.

В принципе, можно понять эмоцию и даже увидеть какую-то логику в издании указа о досрочных выборах. Какие резоны Президенту это делать? Ведь очевидно, что «Наша Украина» имеет очень небольшие шансы попасть в Верховную Раду после этих выборов. И Президент останется без какой-никакой, но своей политической силы в парламенте…

Мне кажется, что Президент и не нуждается в присутствии в парламенте «Нашей Украины»: он уже давно не считает ее своей фракцией и не полагается на нее как на партию. Последние события показали, что готовится альтернативный проект под названием «Единый центр», возможны и другие проекты. Ему удобнее иметь в следующем парламенте 20 надежных штыков, чем 60, идущих в разные стороны. А по большому счету, ему удобнее вообще жить без парламента.

Все помнят разговоры о желательности создания коалиции Партии регионов и «Нашей Украины» - так называемой широкой коалиции, сценарий чего разрабатывал в том числе и глава Секретариата Президента Виктор Балога. Возможно ли создание коалиции из Партии регионов и «Единого центра» в будущем парламенте?

Я не вижу такой возможности. Наверное, нужно считать, что можно объединить необъединимое… Я всегда выступала за широкую коалицию как за консолидирующий фактор. Объективно и теоретически я остаюсь сторонником широкой коалиции, но практически я не представляю, как с этими людьми можно работать – настолько разные у нас программные цели, мироощущение и восприятие…

А Партия регионов и БЮТ объединимы? Есть какое-то поле для договоренностей?

По определенным голосованиям – однозначно, а что касается коалиции, то пока говорить об этом рано.

Но возможна ли такая коалиция в принципе - сейчас, под дамокловым мечом досрочных выборов, или в следующем составе парламента? Или можно будет каким-то образом обойтись без коалиции – скажем, если будет принято положение о ее необязательности?

Мне кажется, что при Президенте Ющенко любая коалиция невозможна и неэффективна, любой премьер будет обвиняемым, любой председатель Верховной Рады – потерпевшим. Поэтому сейчас предполагать можно все что угодно, но на практике будет одно: при Ющенко парламент будет заложником гражданина, которому нужно каким-то образом конвертировать свой пятипроцентный рейтинг в пост президента.

Возможны ли досрочные президентские выборы в случае проведения досрочных парламентских? Тем более что ВР пусть на шажок, но продвинулась к упрощению процедуры импичмента, приняв закон о временных следственных комиссиях…

Это настолько же возможно, насколько был возможен третий тур президентских выборов в 2004 году или досрочное прекращение полномочий Верховной Рады в 2007-м. Или же, к примеру, перевыборы в Киевсовет, согласовывание с Президентом графика командировок губернаторов, единоличное назначение Президентом глав администраций... Наша страна движется и живет вне рамок закона. Потому, я думаю, досрочные президентские выборы возможны при определенных договоренностях политических оков. Чувствуется, что политические гиганты устали терпеть политического карлика.

Накануне случившегося в парламенте произошло еще одно событие, свидетельствующее, что и в Партии регионов тоже не все так лучезарно, как представляется: из ПР была исключена секретарь СНБОУ Раиса Богатырева за ее заявление относительно позиции Януковича по Грузии…

Устав Партии регионов говорит о том, что высшим руководящим органом партии является съезд. В период между съездами полномочия высшего руководящего органа исполняет политический совет. Решение об исключении Раисы Васильевны из партии и из политсовета было принято высшим руководящим органом партии – политсоветом. Причинами принятия такого решения стали нарушение устава и невыполнение программы партии. Пронатовский, проамериканский курс, который реализует СНБО, несовместим с программными задачами ПР.

Борис Колесников немедленно заявил, что такое наказание слишком строго и может быть пересмотрено… При этом заговорили, что Богатырева может возглавить какой-то новый проект… Давно говорится о поддержке Ринатом Ахметовым неких общих политпроектов с Виктором Балогой… Возможен ли откол какой-то части Партии регионов в нынешней ситуации?

Нет, невозможен.

Какие последствия будут иметь принятые в ВР законы о том, что у Президента забрали единоличное право назначать губернаторов и генпрокурора, о парламентском контроле над СБУ и КС и т.д. Не впору ли говорить об «узурпации власти» парламентом и ограничении полномочий Президента?

Парламент преодолеет вето и законы будут работать, регулируя правоотношения в обществе. Об «узурпации власти» могут говорить люди, не читавшие принятых законов. Короткий пример. Статья 122 Конституции гласит: Генеральный прокурор Украины назначается и увольняется с должности с согласия Верховной Рады Президентом Украины.

Закон «О прокуратуре» 1991 года, принятый за 5 лет до Конституции, в то же время гласил: «Генеральный прокурор увольняется Президентом Украины». Налицо было несоответствие норм закона нормам Конституции. Скажем прямо – очень выгодное Президенту несоответствие.

«Узурпационный» закон сегодня буквально повторяет Конституцию: согласно ст. 2 Закона Украины «О прокуратуре», Генеральный прокурор Украины назначается на должность и увольняется с должности с согласия Верховного Совета Украины Президентом Украины.

Поэтому ни о каких ограничениях прав Президента речи идти не может. Все его права закреплены в Конституции и не могут быть уменьшены, изменены, ограничены. Причина истерики другая, Президенту хотелось бы иметь неограниченные права.

Возможно ли, что после принятия закона о ТСК, будет начата процедура импичмента Президента?

Я из тех, кто верит в принцип равенства перед законом и принцип неотвратимости наказания. Особенно если речь идет о Президенте. Правовых оснований для такой процедуры более чем достаточно и возможность импичмента существует.

Насколько реально повышение проходного барьера, о чем говорит БЮТ, и введение открытых списков уже сейчас в случае, если досрочные выборы состоятся?

К «открытым» спискам мы относимся положительно. Вопросы изменения избирательного законодательства фракцией не рассматривались и соответствующие законопроекты не вносились. Поживем – увидим.

Возможно ли в нынешней ситуации внесение изменений в Конституцию?

Необходимо.

Оксана Козак

Инф. glavred


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/176547.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM