Почему смерть Гагарина 40 лет - тайна?
26 мар, 13:20
Ровно 40 лет назад, 27 марта 1968 года не вернулись из тренировочного полета на МиГ-15УТИ первый космонавт планеты Юрий Гагарин, готовившийся к полету по лунной программе СССР, и его наставник Владимир Серёгин, который в Великую Отечественную войну совершил более двухсот вылетов на штурмовике Ил-2. Однако прошедшие после того мартовского утра годы так и оставили тайной главный вопрос: почему погибли два Героя Советского Союза.
...Срезанные под углом березы под деревней Новосёлово, глубокая яма, на месте которой установлен мемориал, две урны с прахом в Кремлевской стене... И множество догадок, домыслов: не очень хорошее физическое/психологическое состояние одного (другого), воздействие постороннего воздушного объекта (самолет, шар-зонд) и даже теракт. Все - вплоть до подстроенного убийства - из политической ревности! А космонавт Владимир Шаталов, который сам готовился взлетать в тот день после Гагарина, изложил мне такую версию: потеря сознания одним из ов экипажа, тело придавило рычаги управления - и невозможность (нежелание) другого покинуть товарища и машину...
Многие эксперты, такие как профессор Военно-воздушной академии им. Жуковского Сер Белоцерковский, космонавт Алексей Леонов, летчик-испытатель Степан Микоян, авиаспециалисты Эдуард Шершер, Александр Пленцов, Анатолий Абрамов и Игорь Кузнецов, высказывали различные версии катастрофы.
Одной из главных причин множества версий - без сомнения, отсутствие конкретных выводов в работе Государственной комиссии, занимавшейся расследованием причин катастрофы. То есть, некие позиции были обозначены. Однако ы и эксперты той комиссии вспоминают, что однозначных выводов, действительно, не было сделано. Документы по делу засекретили, мол «следствие закончено, забудьте» и «наверху лучше знают».
Может, как раз потому и засекретили, что четких выводов не было. Либо «резкий разворот... с целью избежать столкновения с шаром-зондом», либо «отворот самолета от верхней кромки облаков», выход на критические углы полета плюс сложные метеоусловия. По сути, сказать народу было нечего. Дмитрий Устинов дал комиссии еще полмесяца на окончательное решение. Шел август 1968-го. После вступления наших войск в Чехословакию властям было уже не того.
В рамках невозможности разрешить тогда загадку на уровне знаний 1968 г. три момента не позволяли точно определять ход и причины катастрофы, считает Игорь Кузнецов, долгие годы работавший в ГНИИ ВВС. Во-первых, отсутствие информации о заключительном участке траектории, в т.ч. после радиообмена. Во-вторых, принятие конечных условий полета, т.е. согласие на версию выхода из пике. В-третьих, не проводился системный анализ, а некоторые факты оказались невостребованными (в частности, сведения от ПВО о повороте «не по плану»).
Недавно в авторитетном еженедельнике «Независимое военное обозрение» опубликовано еще одно мнение. Один из авторов - участник расследования 1968 г. и тогдашний руководитель Летно-испытательного института в Жуковском Алексей Миронов. Статья примечательна уже тем, что авторы подтверждают: в ходе работы Госкомиссии в 1968 г. «не были определены причины как сваливания самолета в штопор, так и преждевременного прекращения задания экипажем». И об иерархии ответственных за отступления и нарушения законов и правил сказано четко - до самых военных «верхов». Кстати, может в том - и одна из причин секретности документов комиссии?
Только вот заголовок «Вот почему погиб Гагарин» - словно окончательное мнение, истина в последней инстанции. В том-то и дело, что не оказалось истины, а инстанция (так называли тогда ЦК КПСС) скрыла разночтения и недосказанности. Не случайно дублер и товарищ Гагарина Герман Титов выступал с идеей провести новое расследование. Кстати, начальник штаба Центра подготовки космонавтов Герой России генерал Валерий Корзун, рассказав мне об этом, добавил: «Это нужно и для определенности, и для престижа авиакосмической державы, и для профилактики лётных происшествий, ибо выявив причину(ы), можно упредить другие трагедии».
Но вот, что интересно: почему документы 1968 года не рассекретили до сих пор?
Идею провести повторное расследование поддержали еще два года назад участники встречи в Политехническом музее «Обращением к Президенту РФ». А тот же Игорь Кузнецов по поручению Владимир Бурутина, тогда советника Президента, беседовал с руководителями ряда НИИ и ведомств. Получив их предварительное согласие, он смог уточнить и сумму, которая требуется для реализации комплексных исследований и моделирования ситуаций - около 20 млн. рублей. То есть меньше стоимости двух авиадвигателей или нескольких цистерн нефти!
Но... жернова чиновных зависимостей, ведомственной «солидарности» перемололи инициативу - «признали нецелесообразным». Кузнецов заключает в книге «Расследование... 40 лет спустя»: пассивная позиция государства, его молчаливое согласие создают условия «вседозволенности и безответственности писать и говорить о катастрофе всё, что угодно».
Неужели у власти не найдется таких средств и главное - решимости - поставить точку в трагедии 40-летней давности, прекратить измышления, тиражирование фантастики без фактов? Ведь на основе достижений современной науки, новейших методик и технологий можно и нужно восстановить честное имя, профессионализм действий двух Героев Советского Союза, закрыть лазейку для инсинуаций и клеветы.
И последнее - а на самом деле главное, по мнению военлётов 1 класса Александр Пленцова и Анатолий Абрамова: «тысячи жизней летчиков и пассажиров можно было сохранить, сотни самолетов спасти, если бы на основе объективного расследования причин трагедии 27 марта 1968 года были сделаны правильные выводы».
Так что расследование нужно всем живым...
источник
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/165344.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM