В ожидании ферросплавного чуда

31 май, 19:50

По словам заместителя министра промышленной политики Украины Сер Грищенко, якобы “засватанного” на роль председателя наблюдательного совета ОАО “Никопольский завод ферросплавов” с государственным участием, чиновники из правительственной комиссии по проблемным вопросам приватизации явились в Орджоникидзе с целью проведения оперативного анализа по предприятию.

Кроме того, комиссии придется участвовать и в работе собрания, и в последующей работе НС. Замминистра признал, что окончательной ясности в правовом плане относительно НЗФ пока нет. Создана комиссия, которая и должна принять окончательное решение. При этом Сер Грищенко не исключает, что решение будет положительным, и государство все же примет участие в собрании — пойдет на возврат предприятия под контроль государства.

Как отмечают наблюдатели, скандал вокруг двух собраний акционеров НЗФ показал, что различные ведомства имеют диаметрально противоположные взгляды на дальнейшую судьбу ферросплавного. Если Кабмин во главе с Юлией Тимошенко и Минпромполитики не прочь сыграть на руку “Привату”, то Фонд госимущества, СНБО и первый вице-премьер-министр Анатолий Кинах — “подыграли” “Интерпайпу”. В частности, представитель ФГИ отказался регистрироваться на собрании в Орджоникидзе. А позднее председатель ФГИ Валентина Семенюк заявила, что у Фонда нет данных о принадлежащих государству акциях ОАО “НЗФ”. Таким образом, провести свое собрание удалось лишь “Интерпайпу”. Председателем наблюдательного совета предприятия избрали экс-министра промполитики Александра Неустроева, а председателем правления оставили нынешнего директора — Владимира Куцина. Но, как показывают слова Сер Грищенко, кулуарная борьба за крупнейшее ферросплавное производство продолжается. Очевидно, судьба предприятия будет решаться на самом высоком уровне.

Уже ясно одно — придумав у в “государственный” НЗФ группа ПриватБанка не только сумела поставить чиновников в крайне неудобное положение, но и ает на понижение имиджа новой власти в глазах людей, к ферросплавам и металлургии непричастных. Отказавшись взять завод под свой контроль, чиновники автоматически получают роль лоббистов “Интерпайпа”. “Приват” в данном случае выступает в качестве радетеля государственных интересов. Впрочем, и в последнем можно усомниться. Являясь владельцем Запоского и Стахановского ферросплавных заводов, “Приват” вряд ли мог всерьез рассчитывать, что ему продадут НЗФ, даже если от него откажется Виктор Пинчук, поскольку в этом случае окажется национальным монополистом. Но являясь акционером никопольского завода, и владея 27% акций, группа вполне может влиять на деятельность НЗФ при вполне дружелюбном государственном менеджменте.

Напомним, что борьба за ферросплавы между “Приватом” и “Интерпайпом” ведется давно. Именно “Приват” был первым в создании вертикально-интегрированной ферросплавной группы, еще в середине 90-х получив контроль над поставщиками марганцевой руды — Марганецким и Орджоникидзевским ГОКами — и начав скупку акций НЗФ. По-видимому, передача контрольного пакета акций НЗФ в 1999 году в управление банку “Кредит-Днепр” стала для днепропетровских бизнесменов большой неожиданностью. Банк принадлежал другому видному днепропетровцу и тогда еще кандидату в зятья президента — Виктору Пинчуку. Впоследствии именно факт прибыльного управления предприятием с объемом производства не менее 350 тыс. тонн ферросплавов был внесен как дополнительное условие конкурса по продаже блокирующего пакета акций НЗФ и стал решающим в определении победителя — консорциума “Приднепровье”, созданного “Интерпайпом” и АКБ “Кредит-Днепр”. Конты — Стахановский и Запоский ЗФ, Орджоникидзевский ГОК, ПриватБанк и ООО “Проминмет” — остались ни с чем. Позднее ПФК “Приднепровье” получил возможность приобрести и оставшиеся у государства 50%+1 акцию, что также было прописано в конкурсе. В итоге государство суммарно выручило за НЗФ 80 млн. долларов, хотя “Приват” предлагал 200 млн.

В последующие годы жители Украины, интересующиеся ферросплавным бизнесом, стали свидетелями вяло тлеющей борьбы за НЗФ. На этот раз участники конфликта поставили на кон благополучие поставщиков марганцевой руды на НЗФ — Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи. Сейчас трудно сказать однозначно, кто прав, а кто — нет? “Приват” неоднократно заявлял, что НЗФ отказывается закупать сырье у соседей и хочет “положить” ГОКи. “Интерпайповский” менеджмент оправдывался низким качеством руды и завышенными ценами. Вместо того чтобы закупать руду на “приватовских” ГОКах, НЗФ работал на давальческом сырье, завозимом в Никополь из Ганы, Габона и Австралии швейцарским трейдером — Steelex. По данным Международного института марганца, в 2004 году Украина вышла на второе место в мире по объемам импорта марганцевой руды (после Китая), что стало возможным исключительно по причине политики владельцев НЗФ. Раздор в ферросплавном семействе рассорил и основателей Украинской ассоциации производителей ферросплавов. В конце прошлого года — в ответ на попытки запретить давальческие ферросплавные схемы, хлопнув дверью, УкрАПФ покинул председатель правления НЗФ Владимир Куцин.

Пока государство решило воздержаться от одномоментной реприватизации НЗФ по просьбе одного из акционеров. Вероятно, причиной такого решения стало то, что вместо поступления денег в бюджет, пришлось бы возвращать их предыдущему покупателю и долго с ним судиться. Однако выяснилось, что акциями НЗФ уже вовсю торгуют. По сообщениям украинских СМИ, покупателей на свои 23% акций предприятия искали трейдеры — партнеры Пинчука — Михаил Щеголевский и Александр Дементиенко, а сам Виктор Пинчук якобы предлагал Алишеру Усманову и Виктору Вексельбергу — 73% акций НЗФ. К слову, информация о возможности продажи лидера ферросплавной промышленности Украины “Интерпайпом” появились еще минувшей осенью. Тогда аналитики заметили странную особенность приватизации Кривоского железорудного комбината, который был куплен “Приватом”, но управлялся “интерпайповскими” менеджерами. Предположительно, речь шла о возможности обмена КЖРК на НЗФ между “Приватом” и “Интерпайпом” с солидной доплатой последнему. Впрочем, менеджеры “Интерпайпа” последовательно опровергали эту информацию. С приходом же на КЖРК “доприватизационного” менеджмента и вовсе стало ясно, что совместный проект двух ПФГ “лопнул”.

Нынешний раунд борьбы за НЗФ остался за “Интерпайпом”, но это не значит, что ситуацию не попытаются переать. Скорее, можно говорить о том, что “Привату” не удалось получить контроль над заводом “малой кровью“ и ”лихим кавалерийским наскоком”. По-видимому, сейчас комиссия по проблемным вопросам реприватизации изучает “белые” пятна приватизации НЗФ. Не исключено, что Верховной Радой по этому поводу будет разработан специальный документ.

Источник УкрРудПром


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/16461.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM