Автомобили отнимают у людей выку и закуску

20 апр, 11:16

На самом деле, фантастическое будущее, когда железные механизмы начнут отнимать еду у людей, уже наступило. Так, в Америке в последние годы наблюдается устойчивый рост спроса на кукурузу – из нее делают экологически чистое топливо биоэтанол, которое потребляется все в больших и больших количествах.

Казалось бы, что в этом страшного, ведь чем больше будет «зеленого» топлива, тем чище будет наша планета?

Не все так просто – рост цен на кукурузу уже поставил на грань рентабельности животноводство, которому для того, чтобы выжить, придется повышать цену килограмма мяса.

Съесть самому или отдать машине?В Москве на этой неделе тоже обсуждали перспективы этанола в России – вся европейская научная элита собралась в Москве на конгресс «Топливный биоэтанол 2007», чтобы обсудить возможности использования биосырья в качестве моторного топлива.

В ходе конгресса выяснилось: перейти на экологически чистые технологии в России пока сложно. Минус в том, что мы остаемся на обочине технического прогресса, который предусматривает переход на экологически чистые виды топлива и постепенный отказ от углеводородов. Плюс в том, что хоть и в грязной атмосфере, но мы все-таки не будем думать над тем, съесть бутерброд самим или скормить его своей машине.

На конгрессе была озвучена мысль, которую в России многие продолжают считать фантастической: совсем скоро весь мир будет ездить на спирте (биоэтанол) и растительном масле (биодизель). Доающую с каждым месяцем нефть призвано заменить доступное и возобновляемое сырье: кукуруза, свекла, сахарный тростник, пшеница, ь, соя и прочие злаки.

Чтобы «прокормить» миллионы автомобилей, россиянам придется уйти в поля. Конечно, сейчас говорить о дефиците зерна не приходится: Россия ежегодно экспортирует около 10, 5 млн тонн зерна. Однако в случае, если мы все же перейдем на биоэтанол, об экспорте придется не только забыть, но и многократно увеличить посевы (из 20 млн тонн зерна получается 7 млн тонн этанола).

Чтобы было понятно, стоит пояснить, что жидкое спиртовое топливо (биоэтанол) производится из крахмало- или сахаросодержащей продукции (кукуруза, сахарная свекла, пшеница). В отличие от спирта, из которого производятся ьные напитки, биоэтанол не содержит воды и производится укороченной дистилляцией, поэтому содержит метанол и сивушные масла, что делает его малопригодным для питья. Биодизель – это эфиры растительных масел или жира в смеси с метанолом. Наиболее распространенное сырье для производства биодизеля в Европе – рапс, а в США и Южной Америке – соя.

Сейчас ученые всей планеты, чтобы сделать двигатель внутреннего сгорания экономичнее и экологичнеее, экспериментируют над разными типами альтернативного топлива – в качестве замены бензину они пытаются использовать не только водород и воду, что уже бо, но даже рыбий помет (методика его сбора в Мировом океане, надо полагать, сама по себе является величайшим изобретением) и водоросли.

Сейчас практически у всех ведущих автопроизводителей есть прототипы, ездящие на биотопливе. Да и не только прототипы: например, в Германии стопроцентный биодизель продают около 2 тысяч заправок. Даже на Украине, изо всех сил тяготеющей к европейскому сообществу, на заправках уже можно встретить биотоплио по цене 4,1 гривны (22,5 рубля).

В Европе сейчас принята программа доведения доли биотоплива до 5,75% к 2010 году (уровень 1,4% был достигнут в 2005 году). К этому времени потребление в Европе автомобильного топлива (биоэтанол и биодизель) вырастет с 7 млн тонн до 15 млн тонн, при этом инвестиции на строительство 40 новых заводов биодизеля и 60 заводов биоэтанола до 2010 года составят порядка $4 млрд.

По оценке компании Volkswagen, к 2030 году доля биотоплива составит 15-20%. Отметим, что, несмотря на то что российские ученые наравне с европейцами владеют самыми продвинутыми биотехнологиями, на территории экс-СССР пока существует лишь один завод по производству биоэтанола – в Казахстане. На данном этапе биоэтанол производится там в небольших количествах и используется для промышленных нужд.

Однако российские ученые сейчас прилагают все усилия, чтобы добиться государственной поддержки в развитии отечественной биоэнергетики с тем, чтобы массово начать использовать биотехнологии в транспортной отрасли. «Ряд ученых говорит о водороде как о ближайшем будущем топливном сферы, – комментирует вице-президент Российской биотопливной ассоциации Алексей Аблаев. – Но с водородом на данном этапе есть проблемы: сложность его производства, хранения и дистрибуции. Поэтому в ближайшие 30 лет использование водорода как коммерчески доступного топлива невозможно».

Ученые подробно описывают все выгоды кукурузного и свекольного топлива по сравнению с бензином. В первую очередь, заправка автомобиля борщом сулит глобальные экономические и экологические выгоды: уменьшение зависимости от импорта топлива, уменьшение выбросов углекислого газа, развитие аграрного хозяйства. Последнее особенно важно – ведь действительно, производить топливо для машин сможет не только тот, у кого есть скважина над нефтеносным слоем, но и фактически любой деревенский дядя, вырастивший картошку на своих шести сотках.

Во-вторых, в России стремительно растет доля машин, требующих высокооктанового (более 92) топлива, грядет законодательное введение топлива «Евро-4» и выше.

Использование экологически чистого топлива позволит мировым автопроизводителям вывести на российский рынок автомобили с дизельными двигателями, работающими на биодизеле, – сейчас мировые автопроизводители себе этого не позволяют по причине плохого качества дизельного топлива, что вызвано высоким содержанием серы в нашей нефти, низкой степенью очистки нефти и в целом плохим качеством изготовления дизтоплива.

В-третьих, спиртовое топливо полезно для двигателя: добавление в бензин биоэтанола в концентрации до 10% позволяет повысить его детонационную стойкость и снизить содержание токсичных ароматических углеводородов. На Западе, кстати, водители машин на экологически чистом топливе имеют льготы на ежегодные налоги на автомобиль, а по платным дорогам ездят бесплатно.

Впрочем, есть у спиртового топлива и свои недостатки, отмечает в своем докладе доктор технических наук, заведующий отделом автомобильных и авиационных бензинов ВНИИ Нефтепереработки Вячеслав Емельянов. Например, спирт расслаивается при низких температурах – что не вполне подходит для нашего северного климата.

Хотя можно рассчитывать, что к тому времени, когда мы все будем ездить на спирте и масле, климат уже, скорее всего, станет иным. Кроме того, биэтанол оказывает агрессивное воздействие на металл и резинотехнические изделия в топливных системах двигателя и на АЗС, поэтому потребуются соответствующие присадки.

В настоящее время уже начато производство двигателей со специально измененной конструкцией, позволяющей работать при любом соотношении бензина и биоэтанола. Для таких моторов рекомендуется к использованию топливо Е-85, которое содержит 85% биоэтанола и 15% углеводородов. Volkswagen, Saab и Ford уже приступили к производству автомобилей с такими двигателями.

Что же не позволяет прямо сейчас перейти к практическому использованию биоэтанола в качестве моторного топлива? «Многие считают, что нефтепереработчики – главное препятствие в этом вопросе, но на самом деле это не совсем так, – отмечает В. Емельянов. – Сегодня в России вырабатывают 34 млн. тонн автомобильных бензинов, и производство биоэтанола не может конкурировать с таким объемом».

Главная причина, считает и Алексей Аблаев, это российское ьное законодательство. Существующий в нашей стране акциз на спирт в любом виде (в отличие от стран Евросоюза) делает невозможным развитие внутреннего рынка биотоплива.

Инженеры обвиняют власти в бездействии и говорят, что пока ждать от них субсидий и налоговых льгот не приходится. «Это подтверждают многократные и безрезультатные попытки внести изменения в действующий «Закон по обороту этилового спирта и спиртосодержащих растворов», – подтверждает В. Емельянов, – а также в Налоговый кодекс в части акцизов на денатурированные спиртосодержащие растворы».

Иными словами, пока не будут приняты поправки в налоговый Кодекс и любые спиртосодержащие жидкости будут у нас считаться выкой, мы будем ездить на бензине. У депутатов в Думе, лоббирующих различные промышленные группы, своя точка зрения на этот счет, поэтому одновременно в Думе рассматривается законопроект о повышении акцизов и фиксации их на 3 года вперед.

Правда, депутат Госдумы, комитета по энергетике, транспорту и связи Валентин Иванов на конгрессе пообещал, что будет делать все, чтобы продвинуть прогрессивные идеи биотехнологов в Думе, а все остальные проекты постарается блокировать.

Мы же со своей стороны не можем не отметить некие причины ментального характера, заставляющие с остоностью подходить к переводу всех авто на спирт. До питья бензина, конечно, пока не доходит, потому что он невкусный, но если запустить спиртовое топливо, то где гарантия того, что кто-нибудь в поисках стакана на опохмел не опустошит заправленный этанолом бензобак соседа и затем не отправится в мир иной.

Шутки шутками, но наверняка найдется человек, который рискнет попробовать спиртовое топливо. Во всяком случае, в стране, где еще недавно пили даже тормозную жидкость, и сейчас смерть от потребления одеколона или растворителя – нормальное дело…

Елена Костяков

Autonews


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/148844.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM