Год после выборов: реванш «регионов»

23 мар, 15:21

26 марта 2006 года прошли выборы в Верховную Раду, которые по праву назвали самыми демократичными за всю историю независимости Украины. Эти выборы ознаменовали начало нового этапа политической истории нашей страны, значительно изменив расстановку политических сил и спровоцировав невиданный доселе виток политического противостояния. Новая команда, придя к власти, привнесла новые ценности, новые принципы работы и методы политической борьбы. За минувший год Украина претерпела ломку политической системы, охоту на ведьм и передел собственности, а центр власти переместился из Секретариата президента в Кабмин.

По результатам голосования Центральная избирательная комиссия констатировала победу Партии регионов, набравшей 32,14 % голосов избирателей. Следом за ней финишировал Блок Юлии Тимошенко, за который отдали свои голоса 22,29% электората. Уже тогда изрядно утратившая свои позиции «Наша Украина» стала третьей, собрав 13,95% голосов. Преодолеть трехпроцентный барьер и попасть в парламент смогли также Социалисты (5,69 %) и Коммунисты (3,66%). Для последних двух партий выборы 2006 года оказались явно провальными. Обе политические силы рассчитывали набрать не менее 8% голосов. Однако, потенциальные избиратели этих сил были «перетянуты» Блоком Натальи Витренко, которому не хватило для попадания в Раду лишь 0,07%, Народным блоком Литвина (набрал 2,44%) и прочими партиями-клонами, которые изначально не могли претендовать на прохождение в парламент.

Тем не менее, не смотря на абсолютное лидерство, в первые месяцы работы нового парламента Партия регионов чуть не осталась в оппозиции. Простая арифметика показывает, что «оранжевые» силы, к которым в то время кроме БЮТ и НУ относилась и

Социалистическая партия Украины, в сумме получают значительно больше мандатов, чем имеет Партия регионов. Поэтому, с первых дней работы парламента V созыва начался процесс создания в Верховной Раде Демократической коалиции, куда вошли бы депутаты от БЮТ, НУ и СПУ. Однако, конфликты внутри этих политических сил, неспособность договориться о разделе должностей, неопределенность по ряду вопросов привели к провалу этой идеи. В июне минувшего года Юлия Тимошенко с трибуны Верховной Рады обвиняла «Нашу Украину» в затягивании переговоров о создании Коалиции демократических сил и ведении переговоров с Партией регионов. Однако, из «оранжевой» коалиции неожиданно для всех вышла СПУ во главе с Морозом и в парламенте образовалась Антикризисная коалиция, в составе Партии регионов, КПУ и СПУ.

В созданной коалиции не было и намека на какую-либо идеологическую ь. Разные программные цели, разное отношение к экономическому и политическому курсу, разное политическое прошлое не давали никаких оснований для сближения этих сил. Поэтому, в создании столь противоречивого политического союза основную роль сыграли конъюнктурные интересы и желание не остаться за бортом политических событий в стране. Для Александра Мороза ь к Януковичу означала стабильность и определенность в решении ключевых для него вопросов. Кресло спикера и несколько желаемых постов в министерстве и комитетах от Януковича оказалось получить значительно легче, чем от Тимошенко, которая подменяет конкретные действия бурным

разглагольствованием. Коммунисты же, как самая малочисленная фракция, электорат которой тает от выборов к выборам, которая не имеет мощной финансовой базы для эффективной избирательной кампании, и с которой ни БЮТ, ни тем более «Наша Украина» никогда бы не стали иметь дело, просто не видели другого пути остаться при власти, чтобы при этом с ними еще и считались. Без присоединения к «регионалам» КПУ не имела бы ни министерских портфелей, ни радовских комитетов. В свою очередь Партия регионов получила голоса депутатов, необходимые даже не столько для продвижения необходимых законов, - все равно у президента остается право вето - сколько для формирования выгодного окружению Януковича правительства.

Как только коалиция была создана, началось перекочевывание представителей партии регионов в Кабинет министров. После достаточно сложных переговоров с президентом был подписан Универсал национального единства, который должен был ознаменовать начало единения нации и согласование ведущими политическими силами основных принципов внешней и внутренней политики, а на самом деле стал своеобразным пропуском Виктора Януковича к премьерскому креслу. Поскольку назначение в Кабмин, по большей части, происходили за счет депутатов-регионалов, а на освободившиеся места приходили люди, стоящие дальше по списку. В результате, доля представительства Партии регионов во власти увеличилась на столько, что позволила нивелировать демократический принцип разделения властей, объединив, по сути, законодательную и исполнительную власть. А единственным реальным противовесом авторитарным устремлениям властвующей партии стал президент.

Для вечной оппозиционерки Юлии Тимошенко такая ситуация стала даже на руку. Она получила возможность делать именно то, что умеет делать лучше всего - критиковать власть, зарабатывая новые политические дивиденды. Ведь именно в оппозиции, а не при власти, Юлия Владимировна чувствует себя как рыба в воде. Только здесь она способна в полной мере проявить свою харизму и подтвердить имидж «воина света», борца со злом и настоящей любимицы публики.

А вот «Наша Украина» фактически весь минувший год пыталась найти свое место в системе координат, создаваемой В.Януковичем. Партия, почетным главой которой является президент, никак не могла смириться с ролью оппозиции, с ситуацией, когда ей диктуют свои условия и партнеры и противники. Отсюда и ведение двойных переговоров - и с БЮТ и с Партией регионов, и попытка влиться в Антикризисную коалицию уже после формирования правительства. Однако все было тщетно. По сути проавшей выборы президентской партии, не смотря на поддержку главы государства, так и не удалось навязать коалиции свои правила ы, а ать по чужим правилам было неприемлемо в первую очередь президенту.

Тем не менее, перманентные конфликты не смогли полностью парализовать работу парламента. Вершиной законотворчества первого года работы депутатов V созыва стало принятие всего пакета законов, необходимых для вступления Украины во всемирную торговую организацию. Правда, параллельно этому процессу стране пришлось пережить реальный бюджетный кризис. Именно на бюджете 2007 года Партия регионов растратила значительную часть своих сторонников. Бюджетные войны стали настоящим испытанием и для коалиции, и для обеих оппозиционных партий, и для граждан страны. Под здание парламента съезжались сотни наших соотечественников, протестуя против заложенного в проекте бюджета снижении социальных расходов. Компромисс все-таки был достигнут. Однако, возникают сомнения, что это заслуга именно Верховной Рады. Больше похоже, что депутаты лишь утвердили то, о чем договорились президент и премьер-министр.

Такая же ситуация, только уже без столь широкого общественного резонанса, сложилась и со спором вокруг закона о Кабинете министров. Верховная Рада здесь выступила как инструмент по обрезанию полномочий президента. Наибольшую интригу в этот процесс внес тот же БЮТ, проголосовав за преодоление вето президента на закон о Кабмине. Лишь по счастливой случайности президенту удалось наложить вето повторно. Однако закон все же был опубликован и сейчас на сайте парламента числится как действующий. В тоже время глава государства подал представление в Конституционный суд относительно этого документа, поэтому судьба закона о Кабмине остается неясной, как и судьба закона об оппозиции, за который Рада проголосовала в первом чтении. Тогда многие политики утверждали, что Тимошенко проголосовала за закон о Кабмине в обмен на закон об оппозиции. Однако, окончательного решения по последнему закону принято так и не было, из чего можно сделать вывод, что принятие закона об оппозиции не было основной целью БЮТ при голосовании за закон о Кабмине. Скорее это была демонстрация своей значимости, которая позже реализовалась в объединении оппозиционных сил в Верховной Раде и обеспечении поддержки президентом согласованных действий оппозиции. А вот закон о продолжении моратория на продажу земель, вето на который также было преодолено с легкой руки БЮТ, вступил в силу вполне законно и действует. При этом и политики, и большинство аналитиков согласились, что такая мера была необходимой до принятия соответствующих нормативных актов, регулирующих рынок земли в Украине.

Однако, поддержка БЮТ законов о Кабмине и о продлении моратория на продажу земель не стало началом сближения этой политической силы с Антикризисной коалицией. 24 февраля БЮТ и «Наша Украина» подписали соглашение об объединенной оппозиции. Причем, со стороны «Нашей Украины» подпись ставил глава Секретариата президента Виктор Балога. Этим событием фактически завершился этап позиционирования политических сил в украинском парламенте. Объединившись, и заручившись поддержкой президента, оппозиция более четко обозначила два центра власти в стране – Секретариат президента Ющенко и правительство Януковича. Система противовесов обозначилась не по линии разделения ветвей власти, как должно быть в демократическом государстве, а по линии расстановки своих кадров в различных политических институтах. В частности, мы имеем президентскую часть Верховной Рады в виде объединенной оппозиции и президентских министров в Кабмине Януковича с одной стороны, и монолитное объединение парламентского большинства и министров от антикризисной коалиции во главе с премьером – с другой.

Сейчас, через год после выборов, в Верховной Раде начинается новый этап борьбы за власть. Коалиция поставила своей целью сформировать конституционное большинство. И единственным источником голосов становится оппозиция. Первым, и наиболее мощным ударом по оппозиции стало присоединение к команде Януковича второго номера «Нашей Украины», лидера Партии промышленников и предпринимателей Украины Анатолия Кинаха. Это событие поставило вопрос о переформатировании Антикризисной коалиции.

Еще осенью Юлия Тимошенко заявляла, что весной Антикризисная коалиция существовать перестанет. Похоже, ее прогноз оправдался, однако не так как хотелось бы лидеру БЮТ. На расширенном заседании правительства 21 марта лидер Партии Регионов Раиса Богатырева и премьер-министр Виктор Янукович предложили переименовать ее в «Коалицию национального единства». Соответствующий проект постановления уже зарегистрирован в Верховной Раде Украины.


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/146169.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM