Ружье на стене

01 фев, 09:23

Эссе «Мир, свободный от ядерного оружия», опубликованное в этом издании 4 января, подписано группой из четырех влиятельных представителей обеих партий (Джордж Шульц, Уильям Перри, Генри Киссинджер и Сэм Нанн), которые не замечены в утопическом мышлении и имеют уникальный опыт выработки политической линии предшествующих американских администраций. В статье поднят вопрос, имеющий ключевое значение для ситуации в мире, – вопрос о необходимости уничтожения ядерного оружия.

Как человек, подписавший первые соглашения о реальном сокращении ядерных вооружений, я считаю своим долгом поддержать их призыв к немедленным действиям.

Движение к этой цели началось в ноябре 1985 года, когда мы с Рональдом Рейганом встретились в Женеве. Мы заявили, что «ядерная война не может быть выана и не должна произойти». Это было сказано в то время, когда многие люди среди военных и в политическом истеблишменте рассматривали войну с применением оружия массового уничтожения как представимую и даже приемлемую и разрабатывали разнообразные сценарии ядерных конфликтов.

Потребовалась политическая воля, чтобы отказаться от старого мышления и достичь нового видения. Ведь если ядерная война немыслима, тогда военные доктрины, планы строительства вооруженных сил и позиции в переговорах по контролю над вооружениями должны быть приведены в соответствие с этим пониманием. И это начало происходить, особенно после того, как мы с Рейганом согласились в Рейкьявике в октябре 1986 года, что в конечном счете необходимо уничтожить ядерное оружие. Одновременно в мире происходили масштабные позитивные перемены: острота ряда международных конфликтов была снята, а демократические процессы во многих частях света набрали силу, что привело к окончанию «холодной войны».

После успешного начала американо-советских переговоров был достигнут прорыв – договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, за котором последовало соглашение о 50-процентном сокращении стратегических наступательных вооружений. Если бы переговоры продолжались в том же духе и такими же темпами, мир избавился бы от большей части своих смертоносных арсеналов. Но этого не случилось, и надежды на новый, более демократический мировой порядок не осуществились. В действительности мы наблюдали провал политического лидерства, которое оказалось неспособным воспользоваться возможностями, открывшимися в момент окончания холодной войны. Эта вопиющая ошибка позволила ядерному оружию и его распространению создать постоянно растущую угрозу человечеству.

Договор о противоракетной обороне (ПРО) был аннулирован, требования эффективной проверки и необратимости сокращения ядерных вооружений были ослаблены, договор о всеобъемлющем прекращении ядерных испытаний был в основном предан забвению. Более того, военные доктрины великих держав, сначала США, а затем до некоторой степени и России, снова выдвинули ядерное оружие как приемлемое средство ведения войны, которое может быть использовано для первого или даже «превентивного» ядерного удара.

Все это является вопиющим нарушением обязательств ядерных держав, взятых ими на себя в Договоре о нераспространении ядерного оружия. Его 5-я статья говорит ясно и недвусмысленно: государства, способные производить ядерное оружие, должны отказаться от этой возможности в обмен на обещание ов ядерного клуба снижать и в конце концов ликвидировать свои ядерные арсеналы. Если эта взаимность не соблюдается, тогда все здание договора рухнет.

Договор о нераспространении уже и сейчас находится под значительным давлением. Появление Индии и Пакистана как ядерных держав, ядерная программа Северной Кореи и иранский вопрос – только предвестники еще более опасных проблем, с которыми нам придется столкнуться, если мы не преодолеем нынешнюю ситуацию. Новая угроза – попадание ядерного оружия в руки террористов – бросает вызов нашей способности к совместной работе в международном масштабе и нашей технологической изобретательности. Но мы не должны себя обманывать: в конечном итоге эта проблема может быть решена только путем уничтожения ядерного оружия. Пока оно продолжает существовать, эта опасность будет присутствовать, подобно знаменитому «ружью на стене», которое рано или поздно выстрелит.

В ноябре прошлого года в Риме лауреатов Нобелевской премии мира принял специальное постановление по этому вопросу. Покойный Джозеф Ротблат, нобелевский лауреат и всемирно известный ученый, инициировал масштабную кампанию, предупреждающую о ядерной опасности, в которой участвовал и я. «Движение против ядерной угрозы» Теда Тернера предоставляет существенную поддержку отдельным мерам по снижению количества оружия массового поражения. Нас всех объединяет общее понимание необходимости спасти Договор о нераспространении и основополагающую ответственность ов ядерного клуба.

Мы должны вернуть в повестку дня задачу ликвидации ядерного оружия – не в отдаленном будущем, а как можно быстрее. Эта задача соединяет воедино мый императив – отказ от этого оружия из этических соображений – с требованиями обеспечения безопасности. Становится все более очевидно, что ядерное оружие не является больше средством достижения безопасности; на самом деле с каждым годом наша безопасность из-за него становится все более хрупкой.

Ирония – и упрек нынешнему поколению мировых лидеров – заключается в том, что два десятилетия спустя после окончания «холодной войны» мир по-прежнему отягощен огромными запасами ядерного оружия, которого достаточно, чтобы уничтожить цивилизацию. Как в 1980-х годах, мы сталкиваемся с проблемой политической воли – лидеры крупнейших держав несут ответственность за то, чтобы преодолеть разрыв между разговорами о мире и безопасности и реальной угрозой, нависшей над миром. Соглашаясь со статьей от 4 января в том, что США должны взять инициативу в свои руки и сыграть в этом вопросе активную роль, я полагаю, что существует также необходимость в серьезных усилиях со стороны российских и европейских лидеров, а также в ответственной позиции и вовлечении в этот процесс всех государств, имеющих ядерное оружие.

Я призываю начать диалог в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия, в котором участвовали бы и ядерные, и неядерные державы, с тем чтобы обсудить все проблемы, касающиеся ликвидации этого вида оружия. Задачей такого диалога должна стать выработка общей концепции движения к миру, свободному от ядерного оружия.

Ключом к успеху является обоюдность обязательств и действий. ы ядерного клуба должны официально подтвердить свою приверженность сокращению и последующему уничтожению ядерного оружия. Чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, они должны немедленно сделать два принципиальных шага: ратифицировать договор о всеобъемлющем запрете испытаний и внести изменения в свои военные доктрины, выведя ядерное оружие из состояния повышенной боеготовности, характерного для времен холодной войны. Одновременно государства с ядерными программами должны пообещать прекратить осуществление всех тех элементов этих программ, которые могут использоваться в военных целях.

Участники диалога должны сообщать о его ходе и о достигнутых результатах Совету Безопасности ООН, который должен стать главным координатором переговорного процесса.

За последние 15 лет цель ликвидации ядерного оружия была настолько отодвинута на задний план, что потребуется настоящий политический прорыв и мощные интеллектуальные усилия, чтобы достичь прогресса в этом начинании. Это вызов нынешнему поколению политиков, проверка их зрелости и способности действовать, которую они обязаны выдержать. Наш долг – помочь им достойно ответить на этот вызов.

Михаил Горбачев – лидер СССР с 1985 по 1991 год

Inopressa


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/140805.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM