Нино Бурджанадзе: В России за дураков считают не только грузин, но и собственных граждан

14 дек, 12:23

Никаких "грузинских бриллиантов" в квартире Любови Слиски быть не могло. Потому что в Тбилиси ей их никто не дарил. Об этом и многом другом рассказала в ЭКСКЛЮЗИВНОМ интервью еженедельнику "Новое русское слово" (Европа-СНГ) председатель парламента Грузии Нино Бурджанадзе.

 

"НИ ОДНА СТРАНА НЕ СМОЖЕТ ЗАБЛОКИРОВАТЬ НАШЕ СТВО В НАТО"

 

- Вы участвовали в рижском саммите НАТО. Какие новые перспективы интеграции в Североатлантический блок открыл он перед Грузией?

 

- Саммит был очень важным для самой организации и для Грузии, естественно, тоже. Не секрет, что наша страна стремится стать ом этой организации, поэтому все происходящее в ней для нашей страны существенно. Важно было еще раз услышать позицию стран - ов НАТО на предмет дальнейшего сотрудничества с Грузией. Сам факт, что я была приглашена на саммит и принимала активное участие в конференции, - важный месседж для моей страны.

 

- Можно сказать, что те надежды, с которыми вы ехали в Ригу, оправдались?

 

- Да, безусловно. Было четко сказано, что двери НАТО открыты для Грузии. Позитивно были оценены реформы, которые Грузия осуществляет для демократизации общества, ее усилия направлены на то, чтобы соответствовать принципам и задачам, которые являются основными и важными для ов НАТО. Было сказано четко, что ни одно из третьих государств, которое не является ом НАТО, не сможет заблокировать ство какой-либо страны.

 

- Нино Анзоровна, многие наблюдатели отметили, что на саммите президент Франции не упомянул Грузию в числе новых ов.

 

- Франция - одна из немногих стран, которые остоно относятся к новичкам в блоке. Как в нормальной демократической организации, в НАТО могут существовать разные взгляды на то, как быстро Грузия должна стать ом альянса. Главный критерий - осуществление реформ, которые являются обязательными для этой организации. Мы постараемся сделать так, чтобы у Франции не было аргументов против вступления нашей страны. А искусственных препятствий, думаю, не будет.

 

"ИМПЕРСКИЕ АМБИЦИИ МЫ ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ НЕ БУДЕМ"

 

- В каком направлении будут развиваться российско-грузинские отношения, как скоро могут наметиться позитивные сдвиги?

 

- У нас однозначное желание иметь с Россией добрососедские отношения, и пусть никто не говорит, что Грузия не хочет этого. Прагматичное стремление к нормальным отношениям с любым соседом, тем более с таким большим, вполне естественно. Но, к сожалению, на очень многие вещи у наших стран противоположные взгляды. Для меня, например, не понятно, почему российские политики болезненно реагируют на стремление Грузии вступить в НАТО. То же самое было десять лет назад, когда балтийские государства готовились вступить в эту организацию. На деле получилось, что ничего опасного в стве балтийских стран в НАТО нет. Россия смирилась с фактом, и у нее, может быть, не очень теплые, но достаточно ровные отношения с ними.

 

К тому же у самой России довольно тесные контакты с альянсом: существует совет "Россия - НАТО". А почему Грузии нельзя, никто аргументированно объяснить нам не может. Такой подход - "Грузия хочет в НАТО - Грузия враг" - в принципе неправилен. Вступление в эту организацию совершенно не исключает добрососедских, цивилизованных отношений с Россией. Мы нацелены на это. Но Россия все еще считает, что может свернуть нашу страну с избранного ею пути. Нет. Напротив, когда Грузия будет твердо стоять на ногах, Россия начнет больше считаться с ней. Поэтому ство Грузии в НАТО нормализует в том числе и российско-грузинские отношения.

 

- Вы хотите сказать, что до этого прогресса в отношениях России и Грузии не предвидится?

 

- Я говорю, что одним из факторов, которые осложняют российско-грузинские отношения, называют желание Грузии вступить в НАТО и тем самым поддерживать напряженность с Россией. Это, безусловно, не так.

 

Самая большая проблема - это, конечно, Абхазия и Южная Осетия. Любое улучшение или ухудшение отношений с Москвой зависит от того, какова будет ее позиция в этих конфликтах. Грузия готова к диалогу. Визит президента Грузии в Минск на саммит глав государств СНГ еще раз подтвердил это. Но Россия должна понять - у Грузии есть законные интересы, которые, между прочим, признает и Россия. Это территориальная целостность, это наше право выбирать, с кем дружить, в какие блоки входить. Остальное может быть предметом переговоров.

 

Грузия готова учитывать законные интересы России. Но, простите, имперские амбиции мы принимать во внимание не будем. Вы, наверное, не раз слышали, как российские политики говорили: "Мы наказываем Грузию за антирусскую политику". Я надеюсь, вы подтвердите, что "антирусской" политики в Грузии нет. Но политики, которые отрицательно относятся к некоторым шагам российской стороны, есть. Потому что эти шаги направлены против интересов Грузии и, я уверена, против интересов самой России.

 

Я очень горжусь тем, что, несмотря на последние неадекватные действия России, несмотря на позорные преследования грузин, вы не назовете ни одного случая, чтобы в Грузии кого-либо оскорбили только потому, что человек говорит по-русски или является гражданином России.

 

- Существует мнение, что резкое обострение российско-грузинских отношений связано с истечением срока президентства Путина. Вы разделяете его?

 

- Не думаю, чтобы эти явления были связаны. У президента Путина еще два года впереди, и это достаточно долгий срок, чтобы говорить о финише. А наши отношения с Россией уже давно развиваются от плохих к более или менее прохладным и наоборот... За годы нашей независимости я не помню, когда наши отношения были не то что теплыми, а просто нормальными. Россия никак не хочет смириться с тем, что Грузия стала независимым государством и уже никогда не станет частью пусть даже либеральной Российской империи.

 

"РОССИЯ ПЕРВОЙ НАРУШИЛА ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СНГ"

 

- Еще один вопрос, который то и дело поднимается во внутриполитических кругах: оставаться ли Грузии в СНГ? Вроде бы мнения правящих сил и оппозиции в этом вопросе совпадают, и президент Грузии даже распорядился начать процедуру выхода из этой организации, но затем машина была остановлена.

 

- Я бы сказала так: вопрос активный, но не актуальный. Потому что никакой "актуальности" нет в самом СНГ, настолько это аморфная организация. Если бы СНГ хоть что-то решало - другое дело. Меня критиковали на Межпарламентской ассамблее СНГ, когда я сказала, что никакого Содружества практически нет. Ведь его не видно в жизни, во всяком случае, для Грузии.

 

Если бы хоть ина соглашений, которые в рамках этой организации подписывались президентами наших стран относительно Абхазии и Южной Осетии, были выполнены, мы бы далеко продвинулись в деле урегулирования. Но они просто нарушаются или игнорируются - со стороны России.

 

Грузию упрекают в том, что она собирается разрушить СНГ. Давайте вспомним, для чего и на каких принципах была создана эта организация. Главными целями СНГ изначально виделись свободное передвижение граждан, режим свободной торговли. И что мы имеем? Россия ввела визовый режим в отношении Грузии, то есть нарушила основной принцип СНГ и сделала первый шаг к разрушению этой организации. Следующий шаг - изгнание грузинских товаров с российского рынка. И снова Россия нарушила принцип свободной торговли и единого рынка.

 

Пусть никто не рассказывает сказки, что это было сделано потому, что грузинское вино фальсифицировано. Никто не отрицает: какое-то количество было действительно фальсифицировано, и, между прочим, большая часть фальсификата разливалась в России. Если бы нам предложили совместную борьбу с фальсификацией, если бы Россия сказала, что вот вино этого завода плохое, не будем покупать его, но есть, пусть сто бутылок, хорошего, я бы поверила, что это не политическое решение. Но когда все грузинские вина, все минеральные воды, вся сельскохозяйственная продукция оказались некачественными, так же как и польское мясо или норвежская рыба, то, конечно же, это говорит о политическом решении.

 

Так же и в энергетике. Нет такой формулы, которая докажет, что газ, который идет из России во Францию или Германию, должен стоить столько же, сколько газ, который поступает в Грузию. Почему вообще в России считают не только грузин за дураков, но и своих собственных граждан?

 

Я дала массу интервью недавно в Санкт-Петербурге. Практически ничего не прошло ни в газетах, ни на телевидении. Почему? Дайте выбор российскому читателю. Пусть он слушает российских политиков, но пусть послушает и грузинских и сам решает, кто говорит правду.

 

Очень многие в России переживают за уровень грузинской демократии. В прямых эфирах нашей страны часто выступают господа Затулин, Кокошин, Косачев. Я уже не говорю о президенте России, или премьер-министре, или министре иностранных дел, который, кстати, назвал наше руководство "правящим режимом" и в Совете Европы поставил под вопрос легитимность грузинских властей, что ни в какие рамки уже не лезет. Но мы даем возможность выслушать их мнения грузинским гражданам.

 

Вряд ли за последние месяцы российские граждане имели возможность выслушать мнение президента Грузии или мое, о других грузинских политиках я уже не говорю. Почему? Словно кто-то боится, что люди в России поймут: не все так с Грузией, как им преподносят.

 

- На какие компромиссы готова пойти Грузия для нормализации отношений с Россией?

 

- Честно говоря, я не знаю, чего Россия хочет от Грузии. Никто нам до сих пор не сказал, что нужно, чтобы нормализовать российско-грузинские отношения. Прекратить антирусскую истерику, как говорят в российских политических кругах? Во-первых, антирусской истерии в Грузии нет. А во-вторых, российскую политику мы будем критиковать до тех пор, пока Россия не начнет выполнять свои обещания и обязательства, которые взяла на себя.

 

Давайте посмотрим, чего Грузия требует от России. Ничего, кроме того, что сама Россия обязалась взять на себя. Чтобы Россия была объективным посредником в процессе урегулирования конфликтов, чтобы она не поддерживала сепаратистов, чтобы не принимала Кокойты и Багапша и не называла их президентами, тогда когда нас, людей которых грузинский народ избрал, уж не знаю, сколькими процентами голосов, называют "правящим режимом".

 

Чтобы Россия не говорила, что признает независимость Абхазии и Южной Осетии, чтобы господин Кокошин, которого я всегда считала профессионалом, не говорил с умным лицом, что референдум в Южной Осетии "прошел по стандартам международного права". Я бы это не комментировала, если бы такое сказал кто-то другой. Но когда это говорит профессионал калибра господина Кокошина, это просто стыдно.

 

Когда мои российские коллеги, среди них и уважаемые, говорят, что нет никакой блокады Грузии со стороны России и нет никаких санкций, в то время когда мне пришлось лететь в Петербург через Мюнхен только потому, что нет никаких сообщений между Россией и Грузией, - стыдно же.

 

"ДОРОГИХ ПОДАРКОВ ПОЛИТИКАМ Я НЕ ДАРЮ И САМА НЕ ПОЛУЧАЮ"

 

- Недавно была ограблена квартира Любови Слиски в Москве. Говорят, среди похищенных вещей было и ювелирное украшение, которое якобы подарили ей вы...

 

- Мне очень жаль, что такое случилось с г-жой Слиской, несмотря на то, что у нас с ней в последнее время сложились не самые добрые отношения. Уж не знаю, честно говоря, почему г-жа Слиска, которая в свое время говорила о демократических принципах, об уважении к малым государствам, вдруг решила стать такой нетерпимой по отношению к Грузии... Но это опустим. Какими бы у нас ни были политические отношения, чисто по-человечески мне действительно было неприятно узнать об этом инциденте.

 

Что же касается подарка... Меня тоже информировали, что шел разговор о моем подарке чуть ли не из платины и бриллиантов. Ничего подобного не было, потому что таких дорогих подарков, могу вам сказать, мы не дарим политикам. По крайней мере, я не дарю и сама не получаю.

 

Подарок, который с нашей стороны был официально сделан г-же Слиске, когда она приезжала в Тбилиси, - медальон ручной работы из серебра с перегородчатой эмалью. Типичный парламентский подарок. Дорогим его назвать нельзя, он стоит не более 50–60 долларов.

 

Мы часто делаем такие подарки нашим гостям. Его получила не только г-жа Слиска, но и все женщины, которые приезжают к нам в гости.

 

КСТАТИ. Нино Бурджанадзе, председатель парламента Грузии, самая влиятельная женщина в стране. Не отличается радикализмом, дипломатична, корректна, умеет налаживать отношения с оппонентами, всегда имеет свою точку зрения, которую не стесняется выражать. До "революции роз" Нино Бурджанадзе в Грузии была самым рейтинговым политиком. Если бы она решилась на участие в президентских выборах, несомненно, выала бы их. Но вместе с Зурабом Жвания она отказалась баллотироваться в пользу Михаила Саакашвили.

 

Сейчас рейтинг Нино Бурджанадзе заметно снизился, но в политической жизни она продолжает ать важную роль и может влиять на принятие многих государственных решений. С президентом у председателя парламента на первый взгляд ровные бесконфликтные отношения. Но в кулуарах поговаривают, что Нино Бурджанадзе приходится быть "мягкой и покладистой" из-за своего мужа, Бадри Бицадзе, который возглавляет Департамент охраны госграницы, и отца, Анзора Бурджанадзе, в недалеком прошлом крупного хлебопроизводителя, за которым числится невозвращенный кредит в несколько миллионов долларов.

 

Тем не менее Нино Бурджанадзе - значительная политическая фигура с международным авторитетом. Ей часто приходится сглаживать углы после некоторых заявлений президента или других лидеров правящей партии. В парламенте у нее своя немногочисленная команда, которая фактически растворена в большинстве, состоящем из депутатов Национального движения.

 

Сер Грызунов, Этери Какабадзе, "НРС" (Европа-СНГ)



Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/134895.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM