08 дек, 10:01
Карел Штиндл уверен, что Украину ждет долгий, непростой, но успешный путь в Евросоюз....
– Вы работаете в Киеве уже несколько лет. Какие изменения в этой стране вы считаете наиболее ощутимыми?
– На мой взгляд, наиболее существенная перемена — это общественная и политическая активизация украинского общества и свобода украинских СМИ. И то, и другое вызвала «оранжевая революция», во время которой украинские граждане утвердили более глубокую демократию, а журналисты добились большей степени свободы. Доказательством является и ваша газета.
– Какое наиболее характерное изменение вы могли бы назвать в украинско-чешских отношениях после нескольких лет стагнации?
– Причин стагнации было больше. В 90-е годы было очень сложно заниматься предпринимательством в Украине, ее многовекторная внешняя политика не была четкой, свою роль сыграла и неспособность украинского правительства погасить задолженность перед Чешской Республикой по поставкам оборудования чешских фирм для Ямбургского газового местодения, несмотря на то, что уже в 1997 году было подписано межправительственное соглашение о способе и сроках ее погашения. Главной причиной оживления отношений был рост интереса всего чешского общества к Украине во время «оранжевой революции».
– Что стало причиной роста интереса к Украине?
– Одной из них является заинтересованность Европейского Союза в поддержании свободного, демократического и рыночного развития его восточных соседей, к важнейшим из которых относится и Украина.
С другой стороны, Украина собственными силами начала реформировать политическую, экономическую и правовую среду в сторону большей способности к взаимодействию со своими западными соседями, и стала для них более привлекательной. Как я уже сказал, ощутимое положительное возрастание чешского интереса к Украине вызвала и «оранжевая революция». После нее был осуществлен ряд визитов на высшем уровне. Кульминацией такой активности стал государственный визит президента Чехии Вацлава Клауса в Украину в июне 2005 года, а также официальный визит премьер-министра Украины Юрия Еханурова в Прагу в феврале 2006 года. Сейчас мы ожидаем приезда министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка. Также по случаю заседания межправительственной Смешанной Комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству Украину хотел бы посетить глава правительства Чешской Республики Мирек Тополанек. В следующем году мы ожидаем ответного визита президента Украины Виктора Ющенко, также планируются экспертные консультации и межпарламентские переговоры.
– Осенью 2004 года украинскую «оранжевую революцию» наиболее активно поддержала Польша. Какую роль сыграла Чехия?
– Мы тоже ее поддержали. Многим нашим гражданам она напомнила «Бархатную революцию» в ноябре 1989 года, которая стала стартом успешного развития Чешской Республики. С заявлениями о поддержке «оранжевой революции» выступили экс-президент Чешской Республики Вацлав Гавел и нынешний президент Вацлав Клаус, в Украину отправились депутаты и сенаторы, журналисты и ы чешских неправительственных организаций. Украина отменила визовую повинность для граждан ЕС, а мы в ответ — консульский сбор за визы, правительство Чехии приняло решение об открытии в Донецке еще одного Генерального консульства и т. д. Одним словом, многие чешские граждане в определенный момент начали испытывать интерес к Украине.
– Соглашение о широкой коалиции обязало украинское правительство прилагать усилия для вступления в НАТО, а также для подготовки к вступлению в ЕС. Мы прошли через это несколько лет назад. Что бы вы могли посоветовать украинцам, исходя из нашего опыта?
– Прежде всего, запастись терпением, потому что оба процесса требуют немалого труда и много времени — требования к ству в ЕС нельзя удовлетворить легко и тем более быстро. Президент Вацлав Клаус во время своего пребывания в Киеве, где он некоторыми политиками и прессой был определен как евроскептик, выступил в позитивном ключе с убедительным разъяснением, что главные шаги для ства в ЕС Украина должна сделать самостоятельно, и уже сама по себе эта работа будет для страны полезной. Он, например, сказал, что от самого факта вступления в ЕС нельзя ожидать многого. В тот момент, когда Украина предстанет перед воротами Евросоюза, она уже будет (или должна будет) представлять собой — главным образом в результате собственного труда — высокоразвитое государство с хорошо функционирующей экономикой и высоким уровнем жизни общества. Так, между прочим, было и в нашем случае. В отношении дискуссий о стве Украины в НАТО меня удивляет их определенная непоследовательность: о сближении Украины с НАТО, вплоть до самого вступления, уже вынес решение Совет национальной безопасности и обороны Украины в мае 2002 года еще под председательством президента Леонида Кучмы.
Этого решения никто не отменял, наоборот, оно было неоднократно подтверждено президентом Виктором Ющенко и всеми правительствами. Мне непонятно, почему в демократическом обществе такое решение нужно принимать снова и снова. Отдельную проблему я нахожу в вопросе референдума. Уже перед нашим вступлением в НАТО я был убежден, что референдум не является правильным инструментом принятия решений о национальной безопасности. Приблизительно с момента становления индустриального общества безопасность невозможно обеспечить частным образом — это является первоочередной обязанностью и ответственностью правительства, которое, помимо прочего, и для этих целей взимает налоги, а также располагает для этого всяческими другими средствами. К способам обеспечения безопасности относятся и эффективные союзы.
– Даже у нас принятие решения о вступлении в НАТО не было легким. Отчетливо звучали голоса против.
– И также звучали выразительные голоса за проведение референдума. Но в итоге на чешской политической арене был достигнут разумный консенсус — референдум не назначать. Безусловно, это хорошо, когда общество поддерживает политику безопасности своего правительства, но для этого скорее необходимо просто доносить до общества правдивую и полную информацию. Чешское ство в НАТО сегодня поддерживает большинство граждан.
– Имеем ли мы четкое представление на уровне правительства о том, в какой конкретно области мы могли бы помочь Украине на ее пути сближения с ЕС?
– Имеем. Например, во время своего прошлогоднего визита в Украину президент Вацлав Клаус передал президенту Виктору Ющенко довольно обширный, на межведомственном уровне разработанный список отраслей, в которых чешские эксперты — с их опытом реализации евроинтеграционных процессов в Чехии — могут и желают передать свой опыт украинским партнерам.
– Возможно, одним из конкретных примеров передачи такого опыта может быть сотрудничество чешской и украинской полиции?
– Действительно, общими усилиями удалось задержать и отдать под суд одну из группировок, которая вывозила украинских девушек в Чехию под прикрытием разных видов трудоустройства для занятия цией. Отправленных в Чехию девушек было, по некоторым данным, около 400. Такой положительный опыт сотрудничества может обусловить его расширение и углубление.
– Этот случай, тем не менее, является только верхушкой айсберга, но это, видимо, одна из наиболее уязвимых областей наших взаимоотношений?
– В определенной мере это так, и данная тема имеет много сторон. Лично меня больше всего задевает гуманитарная сторона вопроса. Украинские граждане берут информацию о трудоустройстве в Чехии не из официальных источников, которые легкодоступны, правдивы и бесплатны. Вместо этого они доверяют всевозможным посредникам, многие из которых за огромные суммы предлагают им как посредничество при поиске работы, так и открытие визы, а при этом в действительности вербуют для нелегальной работы, от которой сами имеют наибольшую прибыль. В ряде случаев «нелегалы» становятся жертвами насилия таких посредников и бывают лишены ими ряда прав, которые бы они имели, работая легально. Это абсолютно бессмысленно.
– Как обстоит ситуация со сроками открытия виз для украинских граждан?
– Законный срок оформления краткосрочных виз (до 90 дней) составляет 30 дней, долгосрочных виз — 120 дней. На практике в киевском консульском отделе для краткосрочных виз необходимо 7-14 дней. На время оформления долгосрочных виз чешские консульства сами влияния не имеют. Генеральное консульство во Львове имеет такие же установленные законом сроки и такие же сроки оформления заявлений. В исключительно напряженные пики туристического сезона процесс оформления краткосрочных виз может увеличиться на несколько дней.
– Какие улучшения вам как послу хотелось бы видеть в чешско-украинских отношениях?
– В первую очередь хотелось бы, чтобы Украина поддерживала и углубляла свою свободу, независимость, демократию и рыночную экономику, иначе говоря, и далее повышала свою способность к взаимодействию с подобными системами стран ЕС и НАТО, которые относятся к наиболее развитым странам мира. Это упростит и усилит эффективность отношений Украины не только с Чехией. Я хотел бы наблюдать улучшение качества украинской туристической инфраструктуры и услуг, чтобы больше украинцев могло собственными глазами видеть, что именно в страны с похожим социалистическим прошлым приносят свобода, независимость, демократия, рыночная экономика и не в последнюю очередь интеграция в НАТО и ЕС.
С другой стороны, нужно, чтобы Украина привлекала больше чешских туристов. Я хотел бы, чтобы сохранилась тенденция стремительного роста торгового товарооборота, который отмечается несколько лет подряд, и в течение двух-трех последующих лет Украина могла бы стать самым крупным торговым партнером Чешской Республики на территории СНГ. В Киеве очень хорошо работает Чешский центр, пропагандируя по всей Украине чешскую культуру. Я желал бы, чтобы больше украинского искусства, культуры и образованния находили дорогу в Чехию.
Милан Сиручек
«ДЕЛО»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/133978.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM