"Мы определились стратегически: Прикарпатье — регион туристический" - Роман Ткач

21 ноя, 15:07

Роман Ткач говорит, что наиболее привлекательным объектом инвесторы считают апорт, где сейчас работают концерны Antonio Merloni и «Тайко электроникс»...

 

– Роман Владимирович, какое свое достижение за время пребывания на посту главы ОГА вы считаете главным?

 

– У нас спокойная область, об этом говорят и в Киеве. Если кипят политические и, то только в кабинетах. Даже порой журналисты недовольны тем, что все так гладко. А вообще, считаю себя в нашем регионе той властью, которая для людей. Я свободно, без охраны хожу по нашему городу, езжу по селам области, многие меня узнают, подходят — кто с претензиями, а кто и с благодарностью. И я сегодня говорю откровенно: у галичан есть своя власть.

 

– Но именно при этой власти в области начался спад промышленного производства и рост задолженности по зарплате.

 

– Снижение темпов роста промышленного производства произошло из-за уменьшения объемов переработки сырой нефти на ОАО «Нафтохимик Прикарпатья», доля которого в промышленном производстве области составляет 30-35%. С учетом показателей «Нафтохимика» у нас спад за 9 месяцев — 6,3%, а без них — рост 12%. Но мы в области определились стратегически — наш регион все-таки рекреационно-туристический. У нас промышленность составляет всего до 2% от промышленного производства страны.

 

Наши парадоксы

– Получается какой-то парадокс: область — рекреационно-туристическая, а показатели зависят от «Нафтохимика Прикарпатья». Означает ли это, что недостаточными темпами развивается туризм?

 

– Сегодня парадокс в том, что украинская туристическая индустрия развивается даже несмотря на отсутствие соответствующей законодательной базы. Вот нет закона о «зеленом туризме», а «зеленый туризм» есть. Например, на территории области официально зарегистрировано 279 частных усадеб «зеленого туризма» почти на 3 тыс. мест, 32 базы отдыха и частных пансионата на 1,5 тыс. мест, 42 санаторно-курортных комплекса больше чем на 4 тыс. мест.

 

По данным туроператоров и турагентств, в 2005 году Ивано-Франковская область по количеству туристов заняла 3-е место в Украине после Киева и Крыма. За летний сезон 2006 года нашу область посетило почти 700 тыс. человек. В 2005 году туристов было более 500 тыс., а услуг предоставлено на 54 млн. грн. Вот вам и парадокс, что в туристическом регионе мы считаем рост промышленного производства, а не рост поступлений в бюджет от туристической индустрии.

 

– А как вы объясните рост задолженности по зарплате?

 

– Сегодня в области задолженность по зарплате около 9,6 млн. грн. На экономически активных предприятиях она составляет 5,7 млн. грн. За последний месяц задолженность на экономически активных предприятиях снизилась почти на 679 тыс. грн. Основная задолженность наблюдается в бюджетном секторе — органах местного самоуправления, на предприятиях коммунальной сферы.

 

Но я бы хотел сказать, что эта задолженность возникла не в результате деятельности власти, а по субъективным причинам. После мартовских выборов в области поменялось около ины из более 600 председателей сельских советов. Согласно действующему законодательству, они имеют право на выходное пособие — выплату среднемесячной зарплаты в течение полугода. А эти средства не были предусмотрены в бюджете, поскольку никто не знал, сколько глав сельсоветов поменяется.

 

Кроме того, в марте и июле были два постановления Кабмина, которые задним числом повышали заработные платы. Все это наложилось, и сегодня задолженность по зарплате в бюджетном секторе Ивано-Франковщины — примерно 2,1 млн. грн.

 

– Какой вы видите выход из этой ситуации?

 

– Это вопрос не отдельно нашей области, а государства в целом. Будут изменения в госбюджет на 2006 год, и думаю, что значительная часть этих средств будет нам проплачена в виде субвенции. Кроме того, мы изучаем вопрос взятия кредита, чтобы закрыть эту задолженность до конца текущего года. Также у нас есть амбициозная задача — довести среднемесячную заработную плату по области до 1 тыс. грн., и я думаю, что мы с этим справимся. Это уже достаточно серьезная цифра для нашего неиндустриального региона.

 

– Вместе с тем не самая богатая в стране область очень активно строится. Откуда деньги?

 

– Это еще один парадокс нашего времени. На Ивано-Франковщине — строительный бум, область находится на третьем месте после Киева и Киевской области, но основной инвестор — наши «заробитчане». Хорошо, конечно, что эти люди вкладывают средства в строительство, но, с другой стороны, больше и вкладывать некуда. Уже наблюдается так называемый «синдром темных окон», когда в новостройках почти никто не живет. В то же время цены на жилье в нашем регионе неоправданно высокие. Поэтому одна из основных задач, которую мы перед собой ставим, — это обеспечить людей работой. Потому что со временем они вернутся с заработков и должны где-то работать, а не только здесь жить.

 

Притягательное место

– У нас много говорят о надежде на иностранные инвестиции. Но имеются ли в области заметные наработки по привлечению иностранных инвесторов за этот год?

 

– Есть у нас задумка притягательным центром для инвесторов сделать Ивано-Франковский апорт, который имеет статус международного. За эти полтора года к нам уже пришло два мощных инвестора — концерн Antonio Merloni (торговая марка Ardo) и «Тайко электроникс». Кроме того, немцы предлагают построить полафический комбинат, а американцы, узнав, что в Калуше строится завод ПВХ, планируют начать производство изделий из поливинилхлорида. Мы также предполагаем в зоне апорта выделить так называемые территории приоритетного развития, подвести туда всю инфраструктуру, инженерные сети, чтобы там строились заводы.

 

– А в отношении туризма планируются какие-то крупные проекты типа «Буковель»?

 

– Туристический комплекс «Буковель» уже стал визитной карточкой региона, и других горнолыжных курортов такого масштаба у нас пока нет. Но на стадии разработки и реализации другие туристические проекты. Например, сейчас мы работаем над тем, чтобы на базе дворца Потоцких в Ивано-Франковске, который нам достался в наследство от военных медиков, сделать единый музейно-выставочный комплекс. В этот комплекс должны войти ратуша с краеведческим музеем, где хранится уникальная коллекция средневекового оружия, художественный музей, в запасниках которого есть уникальные картины, а места для того, чтобы их выставить, нет.

 

Продолжается также работа по созданию комплекса «Маєток Святого Миколая» на Гуцульщине (Косовский район), воплощается в жизнь программа развития Днестровского каньона — тут можно будет развивать разные виды туризма: водный, велосипедный, конный, спелеотуризм, дельта- и парапланеризм, горный и водный слалом. Планов много, и я убежден, что мы их реализуем.

 

В области будет тепло

– Довольны ли вы проектом госбюджета на следующий год?

 

– Мы не согласны с некоторыми разделами по расходной части. И хотя общий фонд по сравнению с текущим годом возрастает примерно на треть — с 1 млрд. 595 млн. до 2 млрд. 64 млн. грн., здесь имеется одна проблема. Как известно, расходная часть бюджета рассчитывается по формуле. Так вот, наша область проывает в том плане, что у нас очень развитая сеть сельских населенных пунктов, а расчет ведется только по количеству населения.

 

– А какие отрасли могут быть недофинансированы более всего?

 

– Минфином на органы местного самоуправления предлагается 52 млн. грн., а по расчетам местных советов нужно 87 млн. грн. Разница — 35 млн. грн. И другая отрасль — культура и искусство, на финансирование которой предлагается 14,9 млн. грн., а по нашим расчетам нужно 30 млн. грн., фактически — «минус» 15 млн. Вот две отрасли, которые очень сильно страдают.

 

Также мы добиваемся, чтобы деньги на ликвидацию последствий стихии были включены отдельной строкой в госбюджет, а не выделялись из резервного фонда, как раньше. Потому что за последние 6 лет области нанесено убытков на сумму больше 370 млн. грн. За этот же период из госбюджета для ликвидации последствий стихии было выделено 50 млн. грн. На следующий год мы предлагаем контрольную цифру 71,5 млн. грн.

 

– Не будет ли проблем с оплатой за тепло и газ после резкого возрастания цен?

 

– Этого менее всего боюсь. 70% населения живет в селе и значительная их часть — пенсионеры, которые платят дисциплинированно. Относительно же бюджетных учреждений этот процесс мной полностью контролируем. Возможны долги за газ на коммунальных предприятиях, производящих тепло. Также возможны сбои по оплате коммунальных услуг в городах, ибо повлиять на того должника, который живет в многоэтажке, сложнее, чем на того, кто имеет собственный дом.

 

– Готовы ли органы власти к возможному наплыву желающих получить субсидии?

 

– Это действительно проблема. За последние полтора года резко возросли доходы населения, и, соответственно, резко уменьшилось количество получающих субсидии. В прошлом году мы возвратили в государственный бюджет 11 млн. грн. и запланировали меньшие средства на субсидии. Предполагается, что количество семей, которые будут иметь право на получение субсидий, возрастет до 55-60 тыс. На этот год наша контрольная цифра была 62 млн. грн. За первое полугодие использовано 26 млн. грн., 36 млн. грн. — осталось и, по приблизительным расчетам, нам еще нужно 18 млн. грн. Мы уже работаем с управлениями социального обеспечения, чтобы быть готовыми к возможному субсидийному буму.

 

Тарас Ткачук

«ДЕЛО»


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/131216.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM