10 ноя, 14:06
Директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко, 53 года, анализирует экономические шаги правительства за первые 100 дней его деятельности.
Как вы оцениваете достигнутые правительством договоренности о цене российского газа в 130 долларов за тысячу кубометров?
— Эффективность нашего производства должна обсчитываться из разницы цены на газ для Украины и для Европы. Исходя из этого, можно делать вывод, плохо будет нашей экономике или нет. Потому что мы конкурируем с европейскими предприятиями, которые тоже потребляют газ. Если для нас цена на газ выросла на 45 долларов, и для них тоже или же на больше — то ничего не меняется. В Европе цена на газ в следующем году вырастет приблизительно на 50 долларов. Значит, мы ничего не проываем. Наши предприятия остаются контоспособными.
Но правительству все равно нужно срочно взяться, прежде всего, за обновление производственных мощностей, за переход на энергосберегающие технологии. Потому что в 2008 году цена на газ для нас снова вырастет.
Правительство обещало, что инфляция не будет превышать десяти процентов. Удержат ли ее на этом уровне?
— Сейчас уже понятно, что она будет большей. Или 14 процентов, о которых говорит Виктор Пинзенык, или больше — неважно. На рост инфляции очень влияет подоание коммунальных услуг. Мы заплатим за это из собственного кармана, и экономика тоже заплатит. Если не сейчас, то через два-три месяца товары подоают.
На сколько подоание коммунальных услуг можно оправдать новыми ценами на газ?
— Понятно, что подоание газа влияет на коммунальные оплаты. Но доля его в себестоимости не является ключевой. Цену услуг определяют много разных факторов. Поэтому коммунальные тарифы не должны были бы вырасти в три–че ты ре раза. Это нереальные цены. Газ подоал всего на 45 долларов, то есть приблизительно на 25 процентов. Когда людям придут первые плате жки, это вызовет яростное раздражение. Я уверен, что страна столкнется с проблемой массовых неплатежей. А что такое массовые неплатежи? Это, во-первых, бюджетная дыра. Во-вторых — жилищно- комм унальне хозяйство получит страшное недофинансирование.
Что должно было бы сделать правительство?
— Много проблем можно было бы снять, если бы теплопоставщики перешли на персональные соглашения с потребителями — как это происходит с электроэнергией. Чтобы не было посредника в виде ЖЭКа, который вообще не должен этим заниматься. Власть же знала, что цена на газ вырастет. Нужно было заставить поставщиков тепла перейти на персональные соглашения с потребителями. Тогда бы можно было обращаться в суд, если батарея теплая, а не горячая. И цена на услуги была бы рыночной, а не заоблачной.
Уменьшение цены на бензин - заслуга правительства?
— Это временное явление, потому что есть независимые от правительства мировые тенденции. А там сегодня цены на нефть, на бензин упали. Конечно, правительство может административными методами заставить операторов рынка снизить цену, если в мире она падает, а они свою не уменьшают, чтобы получать сверхдоходы. В Украине такое водится: операторы быстро реагируют на повышение мировых цен и повышают собственные, а вот когда происходит снижение — никто не реагирует. Наши бизнесмены считают: когда цена вышла на определенный уровень, то снижаться она уже не может.
Одним из самых очевидных событий прошлых месяцев стало торможение вступления Украины во Всемирную торговую организацию. Как вы к этому относитесь?
— ВТО — это не та организация, с которой можно аться, разговаривать на языке ультиматумов или затягивать процесс вступления, демонстрируя свою непоследовательность. Это не благотворительный клуб. Тут интересы могучих транснациональных корпораций. ВТО — это 95 процентов мирового рынка, и они прекрасно будут чувствовать себя и без Украины. За руку нас туда никто не потянет. А вот нам без ВТО будет очень плохо. Они давят на наш экспорт, и, при желании, могут давить еще больше.
До конца этого года мы уже не сможем вступить в ВТО. Синхронизировать вступление с Россией тоже нельзя. Россию могут взять туда по политическим соображениям. Например, договорятся в рамках «Большой восьмерки». А мы так не сможем. Кроме того, Украина и Россия имеют разные проблемы при вступлении в ВТО. Главное препятствие для нас — непринятые законы, а для России — отсутствие соглашения с США. Наши проблемы - следствие отсутствия национального согласия, непонимание того, что это нужно нам всем, независимо от политических цветов. Поэтому мы уже 13 лет идем к ВТО, и все никак не дойдем.
Как оцениваете ограничение правительством экспорта украинского зерна?
— Деньги теряют и торго вцы зерном, и Украина. Но это уже не первый раз. До сих пор на рынке зерна не установлены единые для всех, честные правила ы. Сам рынок очень непрозрачный. Должны быть правила, которые четко определяли бы, как действовать на рынке — когда продавать хлеб, а когда отдавать его на внутренний рынок. Поэтому нынешние действия правительства являются несправедливыми. Хотя, в то же время, любое правительство всегда смотрит: не останется ли оно без зерна. Для него это жизненно важное дело, потому что люди не потерпят нехватки хлеба или его подоание. Государство должно оставлять за собой право вмешиваться в рынок, иначе сразу перейдем на мировые цены на хлеб.
Как вы оцениваете проект бюджета на следующий год?
— Он не есть каким-то шагом вперед. Правительство не успело сделать нормальный, прогрессивный бюджет. В целом, я помню единственный такой бюджет — при правительстве Виктора Ющенко. Тогда они осмелились на непопулярные шаги и убрали много вещей, которые тормозили экономику — взаимозачеты, неплатежи, бартерные расчеты. Бюджет сделали бездефицитным. А нынешний документ ничем не отличается от принятых в предыдущие годы: так же вводят налоговые новации, собирают и перераспределяют средства на проедание. Этот проект бюджета — смесь наработок хлопцев Пинзеныка, Азарова и народных депутатов.
Павел Булгак
«Газета по-українськи»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/129574.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM