Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»

13 окт, 17:14

Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» 

 

 

Этот Закон определяет виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, порядок их лицензирования, устанавливает государственный контроль в сфере лицензирования, ответственность субъектов хозяйствования и органов лицензирования за нарушение законодательства в сфере лицензирования.

  

Статья 1. Определение сроков

 

В этом Законе сроки употребляются в таком значении:

 

аннулирование лицензии - лишение лицензиата органом лицензирования права на проведение определенного вида хозяйственной деятельности;

 

производство (изготовление) - деятельность, связанная с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства;

 

хозяйственная деятельность - любая деятельность, в том числе предпринимательская, юридических лиц, а также физический лиц - субъектов предпринимательской деятельности, связанная с производством (изготовлением) продукции, торговлей, предоставлением услуг, выполнением работ;

 

лицензиат - субъект хозяйствования, который получил лицензию на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию;

 

лицензия - документ государственного образца, который удостоверяет право лицензиата на проведение указанного в нем вида хозяйственной деятельности на протяжении определенного срока при условии выполнения лицензионных условий;

 

лицензионные условия - установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, обязательных для выполнения при проведении видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию;

 

лицензирование - выдача, переоформление и аннулирование лицензий, выдача дубликатов лицензий, ведение лицензионных дел и лицензионных реестров, контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий, выдача распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжений об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования;

 

орган лицензирования - орган исполнительной власти, определенный Кабинетом Министров Украины, или специально уполномоченный исполнительный орган советов для лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности;

 

плата за лицензию - разовый платеж, который вносится субъектом хозяйствования за получение лицензии;

 

повторное нарушение - совершение лицензиатом на протяжении срока действия лицензии повторного нарушения определенных лицензионных условий после применения санкций за аналогичное нарушение;

 

распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий - решение органа лицензирования или специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования о необходимости устранения лицензиатом в установленные сроки нарушений лицензионных условий;

 

распоряжение об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования - решение специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования о необходимости устранения лицензиатом или органом лицензирования в установленные сроки нарушений законодательства в сфере лицензирования;

 

субъект хозяйствования - зарегистрированная в установленному законодательством порядка юридическое лицо независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности, которая производит хозяйственную деятельность, кроме органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физический лицо - субъект предпринимательской деятельности;

 

торговля - любые операции, которые осуществляются по договорам купли-продажи, мены, поставки и другими цивільно-правовими договорами, которые предусматривают передачу прав собственности на товары.

  

Статья 2. Сфера действия Закона

 

Действие этого Закона распространяется на всех субъектов хозяйствования.

 

Лицензирование банковской деятельности, деятельности по предоставлению финансовых услуг, внешнеэкономической деятельности, лицензирование каналов речи, лицензирование в сфере электроэнергетики и использование ядерной энергии, лицензирование в сфере образования, лицензирование в сфере интеллектуальной собственности, производства и торговли спиртом этиловым, чным и плодовым, ьными напитками и табачными изделиями осуществляется согласно законам, которые регулируют отношения в этих сферах. ( Часть друга статьи 2 с изменениями, внесенными согласно Законам № 2209-III от 11.01.2001, № 2664-III от 12.07.2001, № 2984-III от 17.01.2002 )

 

Виды хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных частью второй этой статьи, которые не включены в перечня видов хозяйственной деятельности, установленного статьей 9 этого Закона, не подлежат лицензированию.

  

Статья 3. Основные принципы государственной политики в сфере лицензирования

 

Основными принципами государственной политики в сфере лицензирования есть:

 

обеспечение равенства прав, законных интересов всех субъектов хозяйствования;

 

защита прав, законных интересов, жизнь и здоровье граждан, защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;

 

установление единого порядка лицензирования видов хозяйственной деятельности на территории Украины;

 

установление единого перечня видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию.

 

Лицензирование не может использоваться для ограничения конции в проведении хозяйственной деятельности.

 

Лицензия является единым документом разрешительного характера, который дает право на занятие определенным видом хозяйственной деятельности, которая согласно законодательству подлежит ограничению.

  

Статья 4. Полномочие органов государственной власти в сфере лицензирования

 

Верховная Рада Украины определяет основные направления государственной политики в сфере лицензирования, законодательные основы ее реализации.

 

Реализацию государственной политики в сфере лицензирования осуществляет Кабинет Министров Украины, специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, определенные Кабинетом Министров Украины, специально уполномоченные исполнительные органы советов, уполномоченные производить лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности.

  

Статья 5. Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования

 

Специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования:

 

разрабатывает основные направления развития лицензирования;

 

разрабатывает проекты нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования;

 

согласовывает проекты нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования, которые разрабатываются и принимаются органами исполнительной власти;

 

обобщает практику применения нормативно-правовых актов по вопросам лицензирования;

 

осуществляет надзор за соблюдением органами лицензирования и лицензиатами законодательства в сфере лицензирования и дает разъяснение относительно его применения;

 

осуществляет методическое руководство, информационное обеспечение деятельности органов лицензирования;

 

определяет формы документов в сфере лицензирования и правила их оформление;

 

утверждает совместно с органами лицензирования лицензионные условия проведения определенного вида хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением;

 

формирует експертно-апеляційну совет;

 

организовывает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по лицензированию;

 

ведет Единый лицензионный реестр;

 

организовывает заказ, снабжение, учет и отчетность расходования бланков лицензий;

 

выдает распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий, а также распоряжение об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования;

 

осуществляет контроль за наличием лицензии. ( Часть первую статьи 5 дополнено абзацем согласно Закону № 2953-III от 17.01.2002 )

 

Для обеспечения подготовки, переподготовки и повышение квалификации специалистов по лицензированию специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования осуществляет разработка учебных программ, методических рекомендаций и пособий, устанавливает порядок подготовки и аттестации специалистов по лицензированию.

 

Для осуществления своих полномочий специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования имеет свои территориальные органы, которые действуют на основании положений, которые утверждаются специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

 

Распоряжение специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными к выполнению органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, юридическими лицами всех форм собственности, а также физический лицами - субъектами предпринимательской деятельности.

 

Распоряжение специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования могут быть обжалованы к суду.

  

Статья 6. Орган лицензирования

 

Орган лицензирования:

 

обеспечивает выполнение законодательства в сфере лицензирования;

 

утверждает совместно со специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования лицензионные условия проведения определенного вида хозяйственной деятельности и порядок контроля за их соблюдением;

 

выдает и переоформляет лицензии, выдает дубликаты лицензий на определенный вид хозяйственной деятельности, принимает решение о признании лицензий недействительными;

 

осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных условий;

 

выдает распоряжение об устранении нарушений лицензионных условий;

 

аннулирует лицензии на определенный вид хозяйственной деятельности;

 

формирует и ведет лицензионный реестр.

 

Орган лицензирования, которым есть центральный орган исполнительной власти, которая осуществляет предусмотренные этой статьей полномочия, может делегировать их своим структурным территориальным подразделам.

 

Полномочие органа лицензирования не могут быть делегированы другим лицам, в том числе созданным органом лицензирования.

 

Орган лицензирования не может поручать другим лицам определять способность субъектов хозяйствования выполнять лицензионные условия согласно представленным документам.

 

Финансирование органа лицензирования осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины или местного бюджета.

  

Статья 7. Експертно-апеляційна совет

 

Експертно-апеляційна совет является коллегиальным органом, созданным при специально уполномоченном органе по вопросам лицензирования. В своей деятельности експертно-апеляційна совет руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

 

Решение експертно-апеляційної совета имеют характер экспертных выводов и являются обязательными для рассмотрения специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования.

 

К компетенции експертно-апеляційної совета принадлежат:

 

экспертиза проектов нормативно-правовых актов органов исполнительной власти по вопросам лицензирования;

 

разработка рекомендаций из основных проблем государственной политики в сфере лицензирования;

 

предоставление предыдущих выводов относительно предложений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, объединений граждан и предпринимателей относительно целесообразности внедрения лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности или его отмена;

 

рассмотрение заявлений, претензий и жалоб субъектов хозяйствования на решение органов лицензирования относительно нарушения этими органами законодательства в сфере лицензирования;

 

анализ состояния и разработка рекомендаций относительно усовершенствования лицензирования.

 

Состав експертно-апеляційної совета формируется из государственных служащих, научный работников, других специалистов и представителей общественных организаций. Положение о експертно-апеляційну совете и его состав утверждается Кабинетом Министров Украины.

 

Експертно-апеляційну совет возглавляет глава специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.

 

В состав експертно-апеляційної совета привлекаются независимые эксперты и представители общественных организаций в количестве не меньше чем двадцать процентов общего количества ов этого совета.

 

Организационное, информационное и материально-техническое обеспечение деятельности експертно-апеляційної совета осуществляет специально уполномоченный орган по вопросам лицензирования.

 

Експертно-апеляційна совет имеет право привлекать для консультаций и экспертизы государственных служащих, научный работников и других специалистов на общественных началах.

 

Проекты нормативно-правовых актов, предложения и обращение (апелляции) рассматриваются експертно-апеляційною советом на протяжении двадцати рабочих дней со дня их регистрации в специально уполномоченном органе по вопросам лицензирования.

 

Решение експертно-апеляційної совета принимается большинством голосов от общего количества ов експертно-апеляційної совета.

 

По результатам рассмотрения представленных проектов нормативно-правовых актов, предложений и обращений (апелляций) принимается решение експертно-апеляційної совета, которое оформляется протоколом, который подписывается главой и секретарем експертно-апеляційної совета.

 

Решение експертно-апеляційної совета по вопросам обращений (апелляций) является основанием для издания специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования распоряжения об устранении нарушений законодательства в сфере лицензирования, допущенных органом лицензирования.

  

Статья 8. Лицензионные условия

 

Лицензионные условия являются нормативно-правовым актом, положения которого устанавливают квалификационные, организационные, технологические и другие требования для проведения определенного вида хозяйственной деятельности.

 

Субъект хозяйствования обязан производить определенный вид хозяйственной деятельности, которая подлежит лицензированию, согласно установленным для этого вида деятельности лицензионных условий.

 

В лицензионные условия относительно видов хозяйственной деятельности, для проведения которых необходимые специальные знания, включаются квалификационные требования к работникам субъектов хозяйствования - юридических лиц и (или) к физический лицам - субъектов предпринимательской деятельности.

 

В случае если для проведения определенных видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, необходимые особые требования относительно зданий, помещений, оборудование, других технических средств, такие требования включаются в лицензионные условия.

 

Лицензионные условия и порядок контроля за их соблюдением утверждаются общим приказом специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования и органа лицензирования.

 

В случае если субъект хозяйствования производит вид хозяйственной деятельности, указанный в статье 9 этого Закона, не в полном объеме, а частично или из отдельных работ, операций, услуг, лицензионные условия распространяются на субъекта хозяйствования в части, которая устанавливает требования к проведению хозяйственной деятельности, указанной в лицензии.

 

Лицензионные условия и изменения в лицензионные условия подлежат обнародованию в порядке, установленном законодательством, и вступают в силу через десять дней с даты государственной регистрации нормативно-правового акта, если в нем не предусмотренный более поздний срок вступления в силу.

  

Статья 9. Виды хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию

 

Согласно этому Закону лицензированию подлежат такие виды хозяйственной деятельности:

 

1) поиск (разведка) полезных ископаемых;

 

2) производство, ремонт огнестрельного оружия, боеприпасов к ней, холодного оружия, пневматического оружия калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета шара свыше 100 метров на секунду, торговля огнестрельным оружием и боеприпасами к ней, холодным оружием, пневматическим оружием калибра свыше 4,5 миллиметра и скоростью полета шара свыше 100 метров на секунду;

 

3) производство взрывных веществ и материалов (по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины);

 

4) производство особо опасных химических веществ (по перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины);

 

5) добыча урановых руд;

 

6) добыча драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценного камня;

 

7) производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценного каменьев;

 

8) изготовление изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценного каменьев, торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценного камня;

 

9) производство лечебных средств, оптовая, розничная торговля лечебными средствами;

 

10) производство ветеринарных медикаментов и препаратов, оптовая, розничная торговля ветеринарными медикаментами и препаратами;

 

11) производство пестицидів и агрохимикатов, оптовая, розничная торговля пестицидами и агрохимикатами;

 

12) производство специальных средств, заряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны;

 

13) разработка, изготовление специальных технических средств для снятия информации из каналов связи, других средств негласного получения информации, торговля специальными техническими средствами для снятия информации из каналов связи, другими средствами негласного получения информации;

 

14) разработка, производство, использование, эксплуатация, сертификационные испытания, тематические исследования, экспертиза, ввоз, вывоз криптосистем и средств криптографической защиты информации, предоставление услуг в области криптографической защиты информации, торговля криптосистемами и средствами криптографической защиты информации;

 

15) разработка, производство, внедрение, сертификационные испытания, ввоз, вывоз голографічних защитных элементов;

 

16) разработка, производство, внедрение, обслуживание, исследование эффективности систем и средств технической защиты информации, предоставление услуг в области технической защиты информации;

 

17) изготовление бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности;

 

18) транспортировка нефти, нефтепродуктов магистральным трубопроводом, транспортировка естественного и нефтяного газа трубопроводами и его распределение;

 

19) снабжение природного газа за регулированным, по нерегулированному тарифу;

 

20) хранение природного газа в объемах, которые превышают уровень, устанавливаемый лицензионными условиями;

 

21) централизованное водоснабжение и водоотводы;

 

22) разработка, испытание, производство, эксплуатация ракет-носителей, космических аппаратов и их составных частей, наземной космической инфраструктуры и ее составных частей, оборудование, которые входит в состав космического сегмента спутниковых систем;

 

23) разработка, производство, изготовление, хранение, перевозка, приобретение, пересылка, ввоз, вывоз, отпуск, уничтожение тических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

 

24) культивирование, использование растений, которые содержат тические средства для промышленных целей;

 

25) проа дезинфекционных, дезинсекционных, дератизаційних работ;

 

26) медицинская практика;

 

27) переработка донорской крови и ее компонентов, изготовление из них препаратов;

 

28) ветеринарная практика;

 

29) организация и содержания тотализаторов, альных учреждений, выпуск и прои лотерей; ( Пункт 29 статье 9 с изменениями, внесенными согласно Закону № 1969-III от 21.09.2000 )

 

30) строительная деятельность (изыскательские и проектные работы для строительства, сведение несущих и огороджуючих конструкций, строительство и монтаж инженерных и транспортных сетей); ( Пункт 30 статье 9 в редакции Закона № 2257-III от 08.02.2001 )

 

31) предоставление услуг по перевозке пассажиров, грузов воздушным транспортом;

 

32) предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов речным, морским транспортом;

 

33) предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом общего пользования (кроме предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси); (Пункт 33 статье 9 с изменениями, внесенными согласно Закону № 2344-III от 05.04.2001 )

 

34) предоставление услуг по перевозке пассажиров и их багажа на такси; ( Статью 9 дополнено пунктом согласно Закону № 2344-III от 05.04.2001 )

 

35) предоставление услуг по перевозке пассажиров, грузов железнодоным транспортом;

 

36) заготовка, переработка, металлургическая переработка металлолома цветных и черных металлов;

 

37) собирание, первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования, полудрагоценного каменьев;

 

38) собирание, заготовка отдельных видов отходов как вторичного сырья (за перечнями, которые определяются Кабинетом Министров Украины); ( Пункт 38 статье 9 с изменениями, внесенными согласно Закону № 3073-III от 07.03.2002 )

 

39) операции в сфере обращения с опасными отходами;

 

41) проектирование, монтаж, техническое обслуживание средств противопожарной защиты и систем отопления, оценка противопожарного состояния объектов;

 

42) проа испытаний на пожарную опасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудование, а также пожарной техники, пожежно-технічного вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям;

 

43) предоставление услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, предоставление услуг по охране граждан;

 

44) выполнение топографо-геодезичних, картографических работ;

 

45) выполнение авіаційно-хімічних работ;

 

46) пересылка почтовых переводов, простых и регистрированных писем, почтовых карточек, бандеролей и посылок массой до 30 килограммов;

 

47) предоставление услуг радиосвязи (с использованием радиочастот);

 

48) предоставление услуг телефонной связи (кроме ведомственных объектов);

 

49) техническое обслуживание сетей теле-, радио- и проводового речь в пределах промышленной эксплуатации;

 

50) организация иностранного, внутреннего, зарубежного туризма; экскурсионная деятельность;

 

51) фізкультурно-оздоровча и спортивная деятельность:

 

- организация и прои спортивных занятий профессионалов и любителей спорта;

 

- деятельность по подготовке спортсменов к соревнованиям по разным видам спорта, признанных в Украине;

 

55) деятельность арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов);

 

56) посредничество в трудоустройстве на работу за границей;

 

57) профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;

 

58) проа землеустроительных и землеоціночних работ;

 

59) проектирование, строительство новых и реконструкция существующих мелиоративных систем и отдельных объектов инженерной инфраструктуры;

 

60) деятельность, связанная с промышленным уловом рыбы на промышленных участках рыбохозяйственных водоемов, кроме внутренних водоемов (прудов) хозяйств;

 

61) посредническая деятельность таможенного брокера и таможенного перевозчика;

 

62) производство дисков для лазерных систем считывания;

 

63) экспорт, импорт оборудования и дисков для лазерных систем считывания;

 

64) изготовление парфумерно-косметической продукции с использованием спирта этилового.

  

Статья 10. Документы, которые подаются органа лицензирования для получения лицензии

 

Субъект хозяйствования, который имеет намерение производить определенный вид хозяйственной деятельности, которая лицензируется, лично или через уполномоченный им орган или лицо обращается к соответствующему органу лицензирования с заявлением установленного образца о выдаче лицензии.

 

В заявлении о выдаче лицензии должны содержаться такие данные:

 

1) ведомости о субъекте хозяйствования - заявителя:

 

наименование, местонахождение, банковские реквизиты, идентификационный код - для юридического лица;

 

фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер паспорта, кем и когда выданный, местожительство), идентификационный номер физический лица - налогоплательщика и других обязательных платежей - для физический лица;

 

2) вид хозяйственной деятельности, указанный согласно статье 9 этого Закона (полностью или частично), на проведение которого заявитель имеет намерение получить лицензию.

 

В случае наличия у заявителя филиалов, других отделенных подразделов, которые будут производить хозяйственную деятельность на основании полученной лицензии, в заявлении отмечается их местонахождение.

 

К заявлению о выдаче лицензии прибавляется копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или копия справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины, удостоверенная нотариально или органом, который выдал оригинал документа.

 

Для отдельных видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, к заявлению о выдаче лицензии также прибавляются документы, исчерпывающий перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования.

 

Органа лицензирования запрещается требовать от субъектов хозяйствования другие документы, не указанные в этом Законе, кроме документов, предусмотренных частью пятой этой статьи.

 

Заявление о выдаче лицензии и документы, которые прибавляются к ней, принимаются за описанием, копия которого выдается заявителю с отметкой о дате принятия документов органом лицензирования и подписью ответственного лица.

 

Заявление о выдаче лицензии остается без рассмотрения, если:

 

заявление представлено (подписанная) лицом, которое не имеет на это полномочий;

 


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/125768.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM