Качур: у строительной отрасли открылось "второе дыхание"
25 ноя, 15:36
Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Павел Качур опровергает заявления многих участников украинского рынка недвижимости и говорит о том, что для такого колоссального увеличения цен на недвижимость нет никаких объективных причин. Кроме того, министр поделился своим видением реформы жилищно-коммунального хазяйства.
- Реально ли сегодня вести речь о кардинальных изменениях в строительном комплексе Украины? С учетом того, что создано министерство и что у вас, вероятно, есть желание реализовать свою программу...
- Да, реально. Приоритеты и направления, по которым будем работать, определены.
Готов сообщить вам о четырех блоках нашей программы, благодаря которой это удастся.
В первом из этих блоков – вопросы, связанные с инвестированием в жилищное строительство. Эта отрасль остается столь же резонансной, чтобы менять к ней подходы и получать результат. Одним из очень серьезных последствий прошлых лет является, так сказать, задавленное предложение на рынке жилья. Мы видим сегодня спекуляцию на ценах, но она, связана с тем, что у нас нет открытого рынка, особенно в части предосталения земельных участков.
Готов сообщить вам о четырех блоках нашей программы, благодаря которой это удастся.
В первом из этих блоков – вопросы, связанные с инвестированием в жилищное строительство. Эта отрасль остается столь же резонансной, чтобы менять к ней подходы и получать результат. Одним из очень серьезных последствий прошлых лет является, так сказать, задавленное предложение на рынке жилья. Мы видим сегодня спекуляцию на ценах, но она, связана с тем, что у нас нет открытого рынка, особенно в части предосталения земельных участков.
Второй блок, который видвигаем, - дерегулятивный. Что имеется в виду? Тому, кто желает строить, надлежит предоставить четкие процедурные требования относительно утверждения проектной документации, чтобы человек мог строить, соблюдая эти требования. Сегодня путь к ним еще весьма сложный и непрозрачный. Мы обязаны сделать его значительно легче и достаточно прозрачным. Вот почему я акцентирую на том, что каждый институт, задействованный в согласовании проектной документации, по своему содержанию должен стать партнером застройщика, а не "карающим мечем революции". Эти учреждения должны именно помогать строить, и для этого должны быть выписаны правила.
Третий блок, который мы относим к упомянутой программе, - это экономические стимулы строительства. Имею в виду и объем отчислений на инфраструктуру, в различные социальные фонды, и уровень официальных оплат, которые осуществляют застройщики на пути согласования и самого строительства. Мы – как госорган – должны ответить на вопрос: так мы хотим содействовать этому застройщику, или будем его, извините, "доить".
Последний блок касается финансовых институтов, содействующих строительству. Мы исходим из того, что сегодня доступ к кредитным ресусам для людей со средним достатком ограничен. Ведь коммерческие банки дают кредиты под 20 процентов, и вполне очевидно, что брать кредит с такой ставкой, - значит, надо сильно рисковать или быть в хорошем смысле авантюристом. Мы считаем, что на рынок жилья должны придти другие средства – более дешевые, а по длительности – способные обеспечить возможности доступа людей к рынку.
- Из чего вы исходили, определяя содержание этих блоков?
- Из чего вы исходили, определяя содержание этих блоков?
Я исхожу из самых простых рассуждений. Если молодой человек, скажем, хочет нанять однокомнатную квартиру, то в среднем ему приходится платить за нее 150 долларов. Вот примерно мы должны выйти на эту сумму, чтобы такая же плата как за аренду этой квартиры, стала и при покупке в кредит, чтобы была возможность выплатить всю стоимость жилья, но уже полученного в собственность. Таким мы видим ответ на вопрос о том, как придти к собственности на жилье. Ежемесячно гражданин будет оплачивать собственную квартиру, заботясь о своем будущем.
Если мы выйдем на рынок с такой системой кредитования, то человек получит ответ от государства о его подходах к проблеме, имея уже собственное жилье. Таким образом можно изменить ту идеологию, которую я называю советской, когда люди десятки лет стояли в очереди и только после этого получали жилье. Пусть тридцать лет наши соотечественники уже живут в своих квартирах и пусть будет реальным оплачивать их стоимость.
На каких же кредиторов можно рассчитывать? Ведь банки к этому вряд ли прислушаются, да и не захотят терять свои доходы.
С этой целью постоянно контактируем с иппотечными компаниями, в частности, с государственной, чтобы вывести тот алгоритм исчислений и сказать четко, во что обойдется человеку двух- или трехкомнатная квартира. Как эту стоимость приравнять к платежу, чтобы семья, которая сегодня еще арендует, была согласна двигаться по рынку ипотечного кредитования и была бы партнером коммерческого банка в этой программе.
Вы пришли как раз в момент, когда мы готовимся к совещанию у Президента, и выводы по этому совещанию лягут в основу президентского Указа, в котором будет предусмотрен комплекс мероприятий по реализации всех названных ранее четырех блоков.
- А почему это должно регулироваться именно указом Президента?
- Потому что во многих вопросах будут задействованы органы местной власти, а относительно них у Кабинета Министров полномочий не хватает. Нам хотелось бы дать определенные стимулы к тому, чтобы и местные органы власти были серьезно заинтересованы продавать земельные участки с готовй инфраструктурой. Тогда на уверенную треть сокращаются схемы, по которым вынуждены двигаться многие застройщики.
Говоря о четвертом блоке программы, о которой вы рассказали, представим, что сегодня все желающие в Украине захотят воспользоваться возможностями кредитования… В состоянии ли будет удовлетворить такой спрос строительная промышленность?
Говоря о четвертом блоке программы, о которой вы рассказали, представим, что сегодня все желающие в Украине захотят воспользоваться возможностями кредитования… В состоянии ли будет удовлетворить такой спрос строительная промышленность?
Весь – нет. Мы пока говорим о людях со средним уровнем достатка. Естественно, если вести речь о двух- трехкомнатной квартире, то ежемесячный уровень оплаты за нее выше, чем за однокомнатную. Следовательно, средний уровень заработной платы такой семьи должен быть выше. И речь должна идти о легальных выплатах и о легальной процедуре получения этой зарплаты. Но мы знаем, что "по-белому" платят еще далеко не всем. Исходя их этого, не думаю, что может возникнуть нереализованный всплеск спроса.
- Кстати, по вашим оценкам, все строительные компании работают на полную мощность?
Нет, есть часть таких предприятий, которые на полную мощность не работают, хотя в целом уже задействованы большие мощности. К примеру, по нашим прогнозам, при таких темпах строительства в этом году в Киеве будет сдано где-то около полтора миллиона квадратных метров жилья. Я оцениваю этот показатель как очень хороший.
- Крупные и наиболее продуктивные строительные предприятия, как известно, акционированы. Они получают заказы, прибыль, перелопачивают немало денежных средств, а проблемы остаются. Как возглавляемое вами Министерство может влиять на них, есть ли рычаги для такого влияния?
- Крупные и наиболее продуктивные строительные предприятия, как известно, акционированы. Они получают заказы, прибыль, перелопачивают немало денежных средств, а проблемы остаются. Как возглавляемое вами Министерство может влиять на них, есть ли рычаги для такого влияния?
- Влиять на них мы не хотели бы. Честно говоря, как министр не вижу даже своей заинтересованности в том, чтобы влиять на какую-то структуру. Меня интересует, чтобы осуществлялась государственная политика, чтобы строительная отрасль была благоприятной для инвестиций, чтобы территория Украины была приемлемой для строительства в принципе, чтобы программа жилищного строительства отвечала на социальный спрос. И, когда я говорю о механизмах, то, не делая никому никаких разнарядок, могу прогнозировать: если выполним такой комплекс мероприятий, то будем по строительству жилья на высоте. Рычаги должны быть исключительно экономическими. Потому главная цель в осуществлении нашей политики – это реализация определенных законодательных шагов и использование экономических механизмов для того, чтобы поддерживать и развивать отрасль.
- Но ведь Киев – не вся Украина. А если говорить о региональных программах - в каком соотношении к столице они рассматриваются?
- Но ведь Киев – не вся Украина. А если говорить о региональных программах - в каком соотношении к столице они рассматриваются?
- Сегодня мы уже гораздо больше говорим об этой части программы. Это правда, что по сравнению со столицей в регионах строится гораздо меньше жилья. Скажу даже больше – основной акцент этой программы будет перенсен на региональную часть.
Но выделение земельных участков зависит от местных органов власти. Поэтому по отношении к ним мы будем действовать и законодательно-нормативной частью влияния, и финансовой, оказывая поддержку местным органам власти, и, возможно, даже с привлечением общественности. Наша главная задача – помочь местным органам власти по-настоящему открыть рынок земельных участков.
- Как вы, как министр, назначенный недавно, оцениваете то наследие, которое вам досталось в отрасли?
- Если говорить в структурном отношении, то министерство создано на базе двух госкомитетов, которые ликвидированы, с высокопрофессиональным кадровым потенциалом. Специалисты тут знают, что им надлежит делать. Моя задача как министра – по-новому сформулировать государственную политику в отрасли после объединения комитетов. Конечно, мы сейчас все переформатируем в структуру министерства, чтобы за счет объединения сформировать блок стратегического планирования и такую интеллектуальную команду, которая будет работать на завтрашний день.
- А относительно состояния рынка?
- Я считаю, что по темпам строительства картина неплохая. Если говорить о жилищном строительстве, то, скажем, за десять месяцев есть прирост по отношению к прошедшему году на уровне 6 процентов. С таким же показателем, думаю, выйдем на итоговый показатель года. По-настоящему нас волнует формирование гораздо более широкого предложения на рынке жилья, чем мы имеем на сегодняшний день.
А вот на рынке промышленного строительства есть незначительный упадок. Я это объясняю просто: уже на сто процентов не срабатывает система взяток. То есть, мы с вами понимаем, что все вопросы согласований решались исключительно путем дачи взяток. Это и позволяло поддерживать так называемый "инвестиционный" климат в строительной отрасли Украины.
- Что же такое случилось с чиновниками, от которых зависят подписи на необходимых документах, что они уже не "берут"?
- У меня один ответ: часть чиновников уже боится брать взятки. А пройти легально весь путь разрешений очень сложно. Вот почему мы и получили определенный упадок на рынке промышленного строительства. Поэтому мы и должны дать ответ на вопрос проблемы сугубо в нормативном смысле. Мы должны и хотим эти бюрократические "заросли" максимально упразднить – сделать возможным пройти всю процедуру согласований только легально.
Но связано это еще и с объективными факторами. Скажем, если в прошлых годах ввели блоки на Хмельницкой и Ривненской атомных станциях. Вот на Хмельницкой блок ввели, что считалось значительным объектом, и по сравнению с тем периодом в нынешнем году показатель уже получается ниже. Может, не стоит на этом и акцентировать. Ведь для нас сейчас в принципе более важная проблема в том, чтобы все-таки убрать барьеры на пути к легальному прохождению документации и открыть шире двери для инвестиций.
В любом случае я могу говорить о том, что строительная отрасль сейчас уже на "втором дыхании".
- "Второе дыхание"? В чем, на ваш взгляд, причина того, что это дыхание стало возможным?
Но связано это еще и с объективными факторами. Скажем, если в прошлых годах ввели блоки на Хмельницкой и Ривненской атомных станциях. Вот на Хмельницкой блок ввели, что считалось значительным объектом, и по сравнению с тем периодом в нынешнем году показатель уже получается ниже. Может, не стоит на этом и акцентировать. Ведь для нас сейчас в принципе более важная проблема в том, чтобы все-таки убрать барьеры на пути к легальному прохождению документации и открыть шире двери для инвестиций.
В любом случае я могу говорить о том, что строительная отрасль сейчас уже на "втором дыхании".
- "Второе дыхание"? В чем, на ваш взгляд, причина того, что это дыхание стало возможным?
- Давайте учтем то, что в этом году было существенное возрастание уровня заработной платы и пенсий. Даже пенсионеры уже могут определенную часть средств откладывать, давать их детям, внукам, и это тот ресурс, который тоже появляется на рынке. Если в бюджете вашей семьи после затрат на все нужды остается какой-то зазор, то это те деньги, которые обязательно окажутся на строительном рынке. Согласитесь, что после питания и одежды мы в первую очередь оглядываемся на качество жилья с тем, чтобы его улучшить. Чем больше будет этот зазор, тем вероятнее, что появятся стимулы для строительства жилья. Это во-первых.
Во-вторых, экономисты отмечают, что увеличение поступлений в бюджет в течение только одного года в пределах 70 процентов. Это означает, что бюджетная сфера уже имеет большие возможности для выхода на рынок жилья. Касается ли это военнослужащих или работников милиции, или молодежного кредитования, но когда такие финансовые возможности вливаются в этот рынок, то постепенно отрасль получает "второе дыхание".
- И все же хотелось бы вернуться к вопросу о теневых схемах в строительстве. Какие конкретные мероприятия могут способствовать минимизации и этого явления, и взяточничества в оформлении документов?
Дело в том, что то, о чем мы с вами здесь говорим, касается определения тех правил, по которым "ают" там – на местах. Я знаю, что когда какой-то исполнитель здесь пишет инструкцию как бы "под себя", то он всегда может оставить какую-то лазейку, чтобы она была "про запас" для него самого. Формируя сегодня правила строительства, мы, прежде всего, нацелены на то, чтобы расчистить эту дорогу непосредственно в самых низовых подразделениях. Уверен, что мы добьемся результатов.
- Чем объяснить тот факт, что Президент, говоря о распределении ожидаемых средств от продажи госпакета акций "Кривостали", одним из направлений назвал модернизацию коммунально-жилищного хозяйства?
Да, мы подали свои предложения. Вынужден признать, что не все они учтены в том объеме и в тех направлениях, которые мы подавали. И все же часть средств будет направлена, в чем нас поддержало Министерство финансов. Прежде всего, ресурсы будут использованы для модернизации системы энергосбережения. Мы сможем их предложить местным органам власти – именно в части энергосбережения. Чтобы забыть о таких позорных явлениях, которые я называю оскорблением для интеллекта, - когда во многих случаях в коммунальном хозяйстве остаются котельни с коэффициентом полезного действия на уровне 40-50%.
Отчасти учтена программа "Питьевая вода", по которой тоже будут направлены ресурсы местным бюджетам.
Не смотря на то, что средства, которые поступают в бюджет, обезличиваются, у нас все же есть уверенность в том, что в бюджет будущего года будут заложены реальные средства и на программы энергосбережения в коммунальной сфере, и на водоснабжение, и на техногенные катастрофы. Я надеюсь, что их оставят и в самом законе о бюджете. Потому нам важна поддержка народных депутатов, прежде всего бюджетного комитета. Весь вопрос в том, чтобы эти средства не пошли по схеме проедания или такого распределения, после которого не у кого будет спросить об эффективности их использования.
В связи с этим хотим предложить другой финансовый механизм, определяемый целевой направленностью. 2006 год хотим объявить годом энергосбережения в коммунальной сфере. Если будет поддержка бюджетного комитета парламента относительно этого механизма, то мы хотели бы добиться уменьшения потребления газа в коммунальной сфере на 15-20 процентов. За этот показатель я хотел бы отвечать. Мы должны показать, что такого результата можно добиться в пределах одного года.
В отношении кредитования жилищного строительства предусмотрены средства для иппотечного учреждения, они будут переформатированы в кредитные ресурсы. Конечно, все будет утверждено, и еще предстоит оценить объем этих кредитных ресурсов. Но даже тот шаг, что это попало в число приоритетов, на которые будут направлены средства "Кривостали", - уже очень важный шаг.
- О ремонте и реконструкции котельного хозяйства страны говорят и Президент, и в правительстве. Но о чем речь, какой "объем проблемы"?
- Объем проблемы тяжело определить какими-то понятными цифрами. Но должна быть готовность самих потребителей воспринять этот ресурс. То есть, если сегодня мы говорим о сумме 600 млн грн на компенсацию кредитов, то можно допустить где-то в пределах 3 млрд грн эффекта. Но я не готов сегодня говорить о том, сможет ли отрасль такой ресурс "отоварить" за один год. Это ведь кредитный ресурс, а не средства из бюджета, которые как бы подарены.
На мой взгляд, это правильный подход, потому что в таких отраслях, как наша, можно работать экономическими методами, а не просто вливаниями из бюджета.
- Ощущаете ли вы достаточное понимание этих проблем со стороны центральных органов власти, того же парламента?
- Сейчас еще сложно говорить о системном характере. Ведь я был назначен министром 4 октября. Но есть надежда на то, что мы будем иметь поддержку в Кабинете Министров – ведь и премьер и первый вице-премьер – это же строители по специальности, люди, которые прошли большую школу региональной политики. Думаю также, что будем иметь поддержку у Президента, который уже сейчас декларирует свое внимание к строительной и коммунальной отраслям. Наконец, как говорится, по старой памяти, мне удастся заполучить и поддержку в парламенте. Понимаю, что проблемы будут, потому что из-за избирательной кампании многие захотят показать, как они "особенно" любят именно ту часть территории, откуда надеются получить голоса избирателей. И все же рассчитываю на здравый смысл, на свои встречи с недавними коллегами – депутатами во время заседаний нашего профильного и бюджетного комитетов. Первые такие встречи уже состоялись.
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/123802.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM