Инвестор, ты поменял валюту?

29 ноя, 11:35

Иностранные инвестиции в виде валюты можно осуществлять без ограничений
Несмотря на то что привлечение иностранных инвестиций на Украину было провозглашено одним из приоритетных направлений развития экономики, множество процессов, происходящих в этой сфере, достаточно противоречивы. Непродуманность формулировок подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих эти правоотношения, и отсутствие системного подхода в решении ежедневных проблем иностранных инвесторов, готовых вкладывать деньги в отечественную экономику, в результате приводит к тому, что многие вещи делаются методом проб и ошибок. В результате страдает пресловутый инвестиционный климат, который «улучшается» уже более 14 лет.
В качестве примера можно привести историю подзаконного регулирования возможности осуществления иностранных инвестиций в иностранной валюте.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19 марта 1996 года, иностранные инвестиции могут осуществляться, в частности, в виде иностранной валюты, которая признается конвертируемой Национальным банком Украины (НБУ). Таким образом, право иностранного инвестора осуществлять инвестирование именно в виде иностранной валюты можно рассмат­ривать как предусмотренное Законом и подлежащее конкретизации в подзаконных нормативно-правовых актах.
Несмотря на это, историю подзаконного регулирования этого вопроса иначе как противоречивой не назовешь. Какое-то время процедура иностранного инвес­тирования в виде иностранной валюты регулировалась постановлением Правления НБУ «Об утверждении положения о порядке осуществления в денежной форме иностранных инвестиций на Украину и возвращение иностранному инвестору его инвестиции, а также репатриации прибыли, доходов, других средств, полученных от инвестиционной деятельности на Украине» № 482 от 14 октября 2004 года (Постановление).
Согласно пункту 2.2 Постановления, для осуществления инвестиций иностранная валюта со счета нерезидента-инвес­тора должна была продаваться на межбанковском валютном рынке Украины, а полученные средства в гривнах перечисляться на открытый в уполномоченном банке счет нерезидента-инвестора в национальной валюте (гривне), с которого нерезидент и осуществлял инвестицию на Украине.
Таким образом, Постановление не конкретизировало право иностранного инвестора осуществлять инвестирование именно в виде иностранной валюты, как это предусмотрено частью 1 статьи 2 Закона «О режиме иностранного инвестирования», и даже не регламентировало порядок такого инвестирования. Наоборот, Постановление де-факто нивелировало это право, поскольку предусматривало возможность осуществления инвестирования в виде иностранной валюты исключительно путем продажи валюты на межбанковском валютном рынке Украины с дальнейшим инвестированием именно в национальной валюте.
Ввиду явного противоречия требований Закона «О режиме иностранного инвестирования» и Постановления оно стало предметом судебного обжалования. Согласно постановлению Киевского апелляционного хозяйственного суда от 19 апреля 2005 года по делу № 38/47, спорными пунктами 2.1, 2.2, 2.3 Постановления ответчик (НБУ) ограничил предоставленное истцу право осуществлять инвестиционную деятельность на Украине путем: 1) запрета осуществлять инвестирование в объект инвестиции в иностранной валюте; 2) возложения не предусмотренных законами Украины обязанностей открывать счета в уполномоченных банках, продавать собственную иностранную валюту на межбанковском рынке Украины. Указанные пункты Постановления были расценены как принятые ответчиком с нарушением норм действующего законодательства Украины и с превышением предоставленных ему полномочий.
НБУ своим письмом № 18-211/464-1056 от 4 февраля 2005 года проинформировал банковскую систему Украины о приостановлении в связи с определением суда действия Постановления.
Однако Национальный банк Украины этим не ограничился. Как следует из письма НБУ № 13-123/650-1224 от 10 февраля 2005 года, взносы в уставные фонды закрытых акционерных обществ, а также предприятий, не являющихся акционерными обществами, могут осуществляться нерезидентами в иностранной валюте. В то же время, как следует из этого письма, расчеты за портфельные инвестиции, то есть приобретение нерезидентами украинских ценных бумаг, подлежащих свободному обращению, осуществляются исключительно в гривнах, согласно требованиям статьи 99 Конституции Украины и статьи 3 Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и контроля», предусматривающих единственным законным средством платежа на Украине гривну. ­Таким образом, это письмо НБУ продублировало положения Постановления в части невозможности осуществления портфельных инвестиций в иностранной валюте.
Наконец, согласно пункту 2.6 последнего подзаконного нормативно-правового акта, регулирующего данную проблему, а именно постановления Правления НБУ № 280 от 10 августа 2005 года, иностранный инвестор имеет право перечислить иностранную валюту с инвестиционного счета на текущий счет резидента для расчетов за объект инвестирования без индивидуальной лицензии НБУ на использование иностранной валюты на территории Украины как средства платежа.
Таким образом, понадобился целый год для того, чтобы урегулировать преду­смотренное Законом право иностранного инвестора осуществлять иностранные инвестиции в виде иностранной валюты и конкретизировать процедуру его реализации. История решения этого вопроса свидетельствует о том, что при более тщательной подготовке подзаконных нормативно-правовых актов удалось бы избежать судебной волокиты и, самое главное, с самого начала внести определенность в законодательство, регулирующее режим иностранного инвестирования. Каждый юрист знает, что любые неточности и неопределенности в законодательстве в практической плоскости превращаются в оценочные категории, которые, как известно, уменьшают ценность права.
Виталий ТЕРТИЦА, специально для «Юридической практики»

Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/123781.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM