Суд над «оборотнями». Часть вторая

07 дек, 17:10

При внимательном рассмотрении действий банды Гончарова буквально сразу закрадывается мысль, что «оборотни» временами действовали чрезвычайно глупо…
…Либо привычная схема «похищение-выкуп-смерть жертвы, как заметание следов» была лишь «оперативным прикрытием» истинных целей ов группы. Учитывая многие факторы, поверить в их глупость (во всяком случае, главарей) почти невозможно, а вот оперативные навыки у верхушки банды были однозначно, и неплохие.
Что имеется в виду? Рассмотрим похищение Михаила Гельфанда. Во-первых, сумма выкупа – 15 тысяч долларов – для бизнесмена такого масштаба была просто смешной. Не говорит ли это о том, что ее и получать не собирались? Тем более, что способ выбрали дурацкий – перевод на банковский счет, который в любом случае оставляет следы, в отличие от зарытого в лесу пакета с «налом». Ладно бы речь шла о неподъемных чисто физически миллионах, а то 15 тысяч - пачка легко умещается в кармане. Да еще и джип «Мерседес» вернули, хотя его можно было бы реализовать «налево» (машина была с немецкими номерами, у нас на учете не стояла, что облегчало задачу). У главы «Укрнефтьимпорт» и вовсе затребовали 10 тысяч... У директора фирмы Титова 30 тысяч долларов, и джип «Тойота Лендкрузер» вернули... Напрашивается версия: «оборотни» действительно в некоторых случаях могли работать на себя (скажем, похищение фуры с чаем или целителя). Но в иных случаях им могли просто передавать «заказы» на неугодных бизнесменов, потому выкуп и не интересовал «оборотней», его заменял гонорар от заказчиков. Последним так было удобно: неугодный им человек просто исчезал, при этом у заказчиков было железное алиби. А если банду и накроют, то большинство ее ов вряд ли знают об истинной подоплеке случившегося... Возможно, единственной связующей нитью, ведущей к заказчикам, был сам Гончаров. Вот он и умер до суда... Мы не утверждаем, что эта версия верна, но и отбрасывать ее, на наш взгляд, нельзя. Иначе приведенные выше несоответствия довольно трудно объяснить.
Да и сам Гончаров в своих предсмертных записках прямо говорит о правильности такой версии, правда, используя ее, чтобы обелить себя. Дескать, заказы спускались «сверху», я боролся за справедливость, а жестокости учинял злодей Нестеров. Цитируем: «Также хочу заявить о том, что все похищения (почти все), совершались нашей группой по уг. делу 62-2222 по указанию и с ведома Астиона (нач. УБОП г.Киева), и со слов последнего об этом было известно Министру внутренних дел Кравченко и нынешнему министру внутренних дел Смирнову. Практически все преступления были «заказные» и люди убивались Нестеровым по полученному им заказу, а выкуп был придуман с целью создания видимости вымогательств... В похищениях участвовал (сам Гончаров.- ред.) так как считал, что этим помогаю своим (как я считал) друзьям восстановить справедливость». Свою роль, Гончаров, похоже, сильно приуменьшает (если верить следствию). Не очень верится, что заказчиками многочисленных жестоких убийств у такой разношерстной банды были генералы Астион, Кравченко и Смирнов. Но кто-то, скорее всего, был. Кто? Может быть, ответ даст начавшийся суд?
А что думает на сей счет недавно ушедший в запас полковник милиции Сер Хамула, под чьим руководством и была разоблачена банда «обротней»? Ряд мыслей по этому поводу Сер Владимирович высказал «Главреду» еще в начале осени («Экс-начальник киевского УБОП Сер Хамула: «Оборотни» не только чувствовали поддержку - они ее получали» за 5.09. 05 – ред.).
Кое-что Сер Хамула добавил и сегодня. Первым вопросом «Главреда» был такой:
Правда ли, что «раскрутка» банды началась после перехвата телефонного звонка, сделанного по просьбе Свердлова его броварским знакомым Радченко по поводу выкупа за похищенного Гельфанда?
Нет. ы банды задолго до того не раз попадали под прицел правоохранителей. Однако их прикрывала мощная властная «крыша», в том числе в нашем милицейском ведомстве. Я не могу называть фамилии, но в своих словах уверен. Задумайтесь: откуда вообще появились эти люди, тот же Гончаров? Какое отношение он имеет к СБУ? Почему ина фигурантов под видом «неустановленных лиц» до сих пор живы-здоровы и не на нарах, а в бегах? Почему Гайдай, уже после того, как высокие чины ознакомились с моими материалами по нему, получил... звание подполковника? Словом, мы давно работали по этой банде, но постоянно встречали противодействие. Так все и тянулось, пока «сверху» не был дан толчок реализации дела.
Вы имеете в виду вмешательство замгенпрокурора (ныне - первого заместителя генпрокурора) Сер Винокурова?
Да. Дело в том, что семья замминистра иностранных дел (на то время) Александра Чалого была дружна с семьей исчезнувшего бизнесмена Михаила Гельфанда. И мне по делу доводилось встречаться с Чалым. Зная, что он в хороших отношениях с Винокуровым, я попросил о встрече с Сергеем Маркияновичем, потому что уже не мог сам преодолевать сопротивление высоких чинов. После этой встречи, то есть после вмешательства замгенпрокурора, дело забрали из районной прокуратуры в Генеральную и все завертелось, пошли аресты фигурантов...
Был еще один момент, связанный с публикацией в СМИ, где впервые на всю Украину было сказано о существовании милиционеров-«оборотней». Если бы вы знали, сколько громов и молний тогда обрушилось на мою голову! Руководство МВД почему-то посчитало, что это я «слил» информацию журналисту. Но на самом деле я благодарен прессе, дело «засветилось», вмешался Президент и уже замять ничего было нельзя. Возможно, эта «засветка» даже спасла мне жизнь, потому что у меня есть основания полагать: если бы я по-прежнему тихонько, без оги, продолжал «копать» по «оборотням», то вполне вероятно, что меня ожидала бы яма где-нибудь под Броварами. Более того, как я вам уже рассказывал, меня даже предупреждали, что на меня размещен «заказ»...
Но в итоге вам все равно пришлось уйти из милиции...
Да, высокие чины не могли мне простить дела «оборотней». Ведь, когда все открылось, министр Смирнов не получил ко Дню независимости большую «маршальскую» звезду, ряд его приближенных — генеральских званий... А кто виноват? Хомула! Весь мой 7-й отдел разогнали под флагом операции «чистые руки», сотрудников поувольняли. Дескать, от нас шла утечка информации... Бред! Сейчас ребята восстановились по суду, вновь работают. И меня мой бывший подчиненный, а ныне глава ГУБОП Сер Корнич в начале нынешнего года приглашал на службу. Но предупредил, что возьмет только на должность обычного опера... Наверное, я там бы принес немало пользы, но мое согласие было бы плевком в лицо всей моей прежней команде. Так что отказался...
Вы что-то слыхали об «оборотнях-2» (эту тему «засветил» в 2003 году замгенпрокурора Виктор Шокин на памятной многим пресс-конференции, когда впервые по делу Гонгадзе была названа фамилия генерала Пукача.Авт.)?
Думаю, что это также сотрудники милиции (теперь бывшие), которые по делу, находящемуся сейчас в суде, не проходят, хотя были связаны с бандой Гончарова. Вот, например, когда я еще работал, мы вышли на совершенное в 1996 году Гончаровым, Михайленко (бывший опер УБОП) и другими жестокое двойное убийство в Киевской области семьи Ш. По оперативной информации, тогда банда Гончарова получила заказ на «выбивание» у бизнесмена Ш. некоего долга. В итоге «выбивания» бизнесмена застрелили, а его жену удушили. Чтобы скрыть следы, сымитировали ограбление, разбросали вещи. Но не удержались и присвоили себе стереосистему, которую мы позже нашли дома у одного из «оборотней». Материалы мы потом передали в Генпрокуратуру, которая и расследует это дело. А Михайленко находится в бегах. Были и другие эпизоды, где светились «оборотни». Например, убийство в Черкассах бизнесмена-чеченца...
Были в деле пересечения с «делом Гонгадзе»?
То, что было, я передал в Генпрокуратуру Святославу Пискуну. И комментировать эту тему не хочу. Могу лишь добавить, что Гончаров в свое время в разведку (Управление криминального поиска, где работали фигуранты дела "оборотней" Лысенко и Киселевич, возглавляемое генералом Алексеем Пукачем. – Авт.) заходил, как к себе домой...
Хамула в деле «оборотней», как и во многих других, был оперативником. А расследовал дело и передал его в суд следователь-«важняк» Генпрокуратуры Олег Гарник. Его «Главред» тоже попросил ответить на некоторые вопросы.
Олег Андреевич, вы вели «дело оборотней» с самого начала?
Нет, я принял материалы уже после первых арестов. К тому времени меня пригласили на работу в Генпрокуратуру из Тернопольской области, где я был прокурором района.
Как известно, после окончания следствия и до передачи дела в суд обвиняемые и их адвокаты знакомятся с материалами согласно статьи 218 УПК. Причем время на это законом не регламентировано. Ваши «клиенты» затягивали ознакомление или нет?
Поначалу затягивали лишь двое – Гайдай и Свердлов, возможно, опасаясь пожизненного заключения. Но потом, глядя на них, стали затягивать и другие (кроме тех, кто на подписке). Пришлось мне обращаться в суд, который пошел следствию навстречу и, во-первых, продлил срок содержания арестованных под стражей, во-вторых, установил дату окончания ознакомления с материалами – 1 декабря прошлого года. Правда, обвиняемые все равно не уложились, пришлось и этот срок продлевать…
Говорят, Свердлова задерживали в России и потом как-то странно, якобы нелегально, этапировали к нам? И Нестерова - также. Правда?
С чего вы взяли? Могу сказать, что Свердлова официально задерживали на территории Украины. Хотя в России он, действительно, был. А вот Нестеров какой-то период пребывал в Германии. И между его приездом оттуда в Украину и задержанием прошло определенное время.
Кто, кроме Тараса Вознюка, еще разыскивается по делу «оборотней»?
Несколько неустановленных следствием лиц.
А виноват ли, на ваш взгляд, Алексей Радченко, несколько лет отсидевший в одной из колоний? Мы как-то писали о нем. По версии его близких, Алексей пострадал только потому, что согласился сказать несколько слов по телефону, о чем попросил его приятель Свердлов. Позже выяснилось, что звонок был связан с вымогательством относительно семьи Михаила Гельфанда, но Радченко, якобы, о том не подозревал...
Радченко не был участником банды, это установлено. Однако он знал, куда и зачем звонит. Мы тщательно расследовали этот эпизод и пришли к выводу, что наказание для Радченко вполне соответствует тяжести его вины.
Удалось ли «оборотням» хоть раз получить от родственников жертв крупную сумму?
Да, однажды они запросили 30 тысяч долларов и получили эти деньги.
По слухам, мать целителя Омельченко все же передала кому-то 50 тысяч долларов. «Оборотни» их получили?
Нет. «Оборотни» к этому отношения не имеют, поверьте мне. Там, думаю, сработал кто-то другой, знавший ситуацию и гнусно ею воспользовавшийся...
Можете высказать свое отношение к так называемым «запискам Гончарова», где он утверждает, что знает подоплеку «дела Гонгадзе»?
Гончаров, безусловно, обладал хорошими оперативными способностями, чутьем. И, пытаясь увести следствие в сторону от реально совершенных поступков (преступления это или нет, скажет суд) и своей роли в деятельности «оборотней», создавал ложный след. Причем весьма искусно переплетал настоящие факты с вымыслом, придавая тем же запискам видимость достоверности. Это - мое мнение. Кстати, вы знаете, что Гончаров теоретически имел шанс до суда... выйти на свободу, несмотря на железные доказательства его вины!? По нашему законодательству пребывание человека под стражей в ходе предварительного следствия ограничивается 18-ю месяцами. Затем, по окончанию следствия, как уже говорилось, обвиняемый может знакомиться с собранными материалами столько, сколько сам считает нужным. Гончарову же, в силу запрета врачей, мы не могли предъявить окончательное обвинение. И если бы он, в таком положении, когда нельзя проводить следственных действий, продержался до истечения полутора лет под стражей, то автоматически был бы освобожден. Это должны были бы сделать руководители учреждения исполнения наказаний, так как законного повода удерживать его под стражей не было бы...
Виктор Матюшевский, для «Главреда»»

Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/123616.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM