Кто трудоустраивает инвалидов?

26 дек, 15:15

Правовые основания ответственности предприятий за нарушение положений Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине»
Сегодня довольно часто поднимается вопрос о защите прав и свобод, гарантированных Конституцией Украины. В связи с этим хозяйственными судами рассмат­ривается немало дел по искам областных отделений Фонда социальной защиты инвалидов к предприятиям о взыскании штрафных санкций за нарушение последними положений Закона «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» относительно создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Закон для всех един, как и ответственность за его нарушение, однако всегда ли есть для нее правовые основания? Этот вопрос остается краеугольным камнем при рассмот­рении большинства споров.
Чтобы дать ответ на него, нужно проанализировать положение действующего законодательства о социальной защите инвалидов и определить правосубъектный состав данных правоотношений, порядок трудоустройства инвалидов, а также то, чем именно является обязанность по трудоустройству.
Статьей 46 Конституции Украины гражданам гарантировано право на социальную защиту. Государство, как гарант конституционных прав и свобод, приняв Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» (Закон), являющийся специальным по отношению к другим нормативно-правовым актам в этой сфере, четко закрепило в статье 17 право инвалида работать на предприятиях (объединениях), в учреждениях и организациях с обычными условиями труда, где применяется труд инвалидов, а также заниматься индивидуальной и другой трудовой деятельностью.
Одновременно статьей 19 указанного Закона для предприятий (объединений), учреждений и организаций независимо от формы собственности и хозяйствования устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % от среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек – одно рабочее место.
Положением о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) № 314 от 3 мая 1995 года (Положение), определено, что рабочее место инвалида — это отдельное рабочее место или участок производственной площади на предприятии (в объединении), в учреждении и организации независимо от формы собственности и хозяйствования, где созданы необходимые условия для работы инвалида (пункт 1).
Рабочее место инвалида считается созданным, если оно отвечает установленным требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии, аттестовано специальной комиссией предприятия при участии представителей МСЭК, органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов и введено в действие путем трудо­устройства на нем инвалида (пункт 3).
Выяснив правосубъектный состав и с какого момента рабочее место инвалида считается созданным (это необходимо для понимания порядка трудоустройства), определим, на кого же возложена обязанность по трудоустройству инвалида – на государство в лице его органов или на предприятия.
Частью 1 статьи 18 Закона предусмот­рено, что трудоустройство инвалидов осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов.
Пунктом 10 Положения также предусмотрено, что трудоустройство инвалидов осуществляется государственной службой занятости, органами Минсоцзащиты, местными советами, общественными организациями инвалидов с учетом пожеланий, состояния здоровья, способностей и профессиональных навыков инвалидов согласно выводам МСЭК.
В то же время, согласно пункту 5 Положения, предприятия разрабатывают мероприятия по созданию рабочих мест для инвалидов, включают их в коллективный договор, информируют центры занятос­ти, местные органы социальной защиты населения и отделение Фонда социальной защиты инвалидов о создании (приспособ­лении) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Согласно части 2 статьи 19 Закона, ответственность за невыполнение норматива создания рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов возложена на руководителей соответствующих предприятий.
Частью 1 статьи 20 указанного Закона установлено, что предприятия (объединения), учреждения и организации, где количество работающих инвалидов меньше, чем установлено нормативом, каждый год платят соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов штрафные санкции, сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии (в объединении), в учреждении, организации за каждое рабочее место, не занятое инвалидом.
Анализ указанных норм Закона и Положения дает основания сделать вывод о том, что обязанность предприятия относительно создания рабочих мест для инвалидов не сопровождается его обязанностью заниматься поиском инвалидов для трудоустройства. Такой вывод подтверждается и практикой Верховного Суда Украины (ВСУ). (Постановления Судебной палаты по хозяйственным делам ВСУ от 8 февраля 2005 года по делу № 3-150к05 и от 15 марта 2005 года по делу № 3-1082к05).
Разобравшись с содержанием обязанности по трудоустройству инвалида, определим, что же является основанием для применения штрафных санкций как ответственности за нарушение субъектом хозяйствования положений данного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Хозяйственного кодекса Украины (ХК) основанием хозяйственно-правовой ответственности участника хозяйственных отношений является совершенное им правонарушение в сфере хозяйствования.
Одновременно частью 2 приведенной статьи установлено, в частности, что участник хозяйственных отношений отвечает за невыполнение, или ненадлежащее выполнение хозяйственного обязательства, или нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, если не докажет, что он предпринял все от него зависящее, чтобы не допустить хозяйственного правонарушения.
Из вышеизложенного следует наличие причинной связи между виной правонарушителя и совершенным правонарушением. В связи с этим хозяйственные суды при рассмотрении данной категории дел всесторонне выясняют обстоятельства дела: общее количество работников ответчика, что должно быть учтено при определении норматива по трудоустройству инвалидов; количество рабочих мест для инвалидов, фактически созданных ответчиком; продолжительность работы инвалидов; уведомлял ли ответчик органы трудоустройства инвалидов о количестве созданных или вакантных рабочих мест. А если указанные органы были уведомлены, то направлялись ли инвалиды для трудоустройства и, соответственно, по чьей вине направленные не были трудоустроены, или им было отказано в трудоустройстве на вакантные должности.
Таким образом, основаниями для ответственности предприятия за нарушение положений Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине» будет установление факта совершенного правонарушения — невыполнение норматива создания рабочих мест для инвалидов и невозможность предприятия доказать, что оно применило все зависящие от него меры по недопущению такого правонарушения.
Александр ЗОСИМЕНКО, специально для «Юридической практики»


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/123231.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM