Минюст считает, что постановление об отставке правительства Рада приняла с нарушениями

13 янв, 11:19

Министерство юстиции Украины заявляет, что Постановление Верховной Рады Украины от 10 января 2006 г. „Об отставке Премьер-министра Украины, ов Кабинета Министров Украины” было принято с существенными нарушениями законодательства. Об этом сказано в Заключении Министерства юстиции по этому постановлению, которое есть в распоряжении «proUA».

Текст Заключения подаем полностью:

„Заключение Министерства юстиции по Постановлению Верховной Рады Украины от 10 января 2006 года „Об отставке Премьер-министра Украины, ов Кабинета Министров Украины”

Проанализировав содержание Постановления Верховной Рады Украины от 10 января 2006 г. „Об отставке Премьер-министра Украины, ов Кабинета Министров Украины”, Министерство юстиции считает его принятым с нарушением части второй статьи 6, части второй статьи 8, части второй статьи 19, пункта 12 части первой статьи 85, статей 87 и 115 Конституции Украины.

1. В соответствии со статьей 115 Конституции Украины полномочия Кабинета Министров прекращаются в случаях:

- сложения полномочий перед вновь избранной Верховной Радой (часть первая);

- отставки Премьер-министра (части вторая и третья);

- принятия Верховной Радой резолюции недоверия Кабинету Министров (часть третья).

Перечень отмеченных юридических оснований для прекращения полномочий Кабинета Министров является исчерпывающим.

2. Частью второй статьи 115 Конституции Украины предусмотрено право Премьер-министра и других ов Кабинета Министров заявить Верховной Раде о своей отставке. Это положение корреспондирует с пунктом 12 части первой статьи 85 Конституции Украины, в соответствии с которым к полномочиям Верховной Рады относится „решение вопроса об отставке Премьер-министра Украины, ов Кабинета Министров Украины”.

То есть рассмотрение Верховной Радой вопроса об отставке Премьер-министра, ов Кабинета Министров является возможным только при условии реализации Премьер-министром или другими ами Кабинета Министров их конституционного права заявить Верховной Раде о своей отставке. Только решение Верховной Рады о принятии отставки Премьер-министра будет иметь следствием его отставку, а следовательно - и отставку всего состава Кабинета Министров.

Как известно, ни Премьер-министр, ни другие ы Кабинета Министров не инициировали вопроса о своей отставке.

3. Принятие Верховной Радой резолюции недоверия Кабинету Министров, исходя из юридического содержания положений Конституции Украины, является элементом механизма политической ответственности Кабинета Министров перед Верховной Радой, который реализуется в соответствии и по процедуре, предусмотренной пунктом 13 части первой статьи 85, статьей 87 и частью второй статьи 113 Конституции Украины.

В соответствии со статьей 87 Конституции Украины Верховная Рада может рассмотреть вопрос об ответственности Кабинета Министров и принять резолюцию недоверия Кабинету Министров большинством от конституционного состава Верховной Рады по предложению Президента Украины или не менее одной трети народных депутатов от конституционного состава Верховной Рады. При этом вопрос об ответственности Кабинета Министров не может рассматриваться Верховной Радой более одного раза на протяжении одной очередной сессии, а также в течение года после одобрения программы деятельности Кабинета Министров или на протяжении последней сессии Верховной Рады.

4. Приведенные в пунктах 2 и 3 этого заключения конституционные основания прекращения полномочий ов Кабинета Министров являются различными по своей сути и механизмам реализации. Поэтому очевидно, что принятие Верховной Радой резолюции недоверия Кабинету Министров как акта политической ответственности Кабинета Министров не может отождествляться или совмещаться с процедурой принятия Верховной Радой решения об отставке Премьер-министра, других ов Кабинета Министров по инициативе последних.

5. Из содержания вступительной части Постановления Верховной Рады от 10 января 2006 года „Об отставке Премьер-министра Украины, ов Кабинета Министров Украины” следует, что основанием для принятия Верховной Радой отмеченного Постановления является оценка деятельности Кабинета Министров. В таком случае логичным было бы рассмотрение Верховной Радой вопроса о принятии резолюции недоверия Кабинету Министров в порядке, предусмотренном статьей 87 Конституции Украины. Однако, приняв решение „отправить в отставку” Премьер-министра, ов Кабинета Министров, Верховная Рада применила не предусмотренный Конституцией Украины механизм.

Следовательно, Верховная Рада совместила несовместимые два различные основания прекращения полномочий Кабинета Министров, нарушила конституционные механизмы их реализации и применила не предусмотренный Конституцией Украины способ „отправления в отставку”.

6. Частью второй статьи 6 Конституции Украины установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией границах и в соответствии с законами Украины.

Согласно части второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и методами, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Отмеченными нормами Конституции Украины установлен специально-разрешительный тип правового регулирования деятельности органов государственной власти. Фактически речь идет о принципе „запрещено все, кроме разрешенного законом”.

Кроме того, частью второй статьи 8 Конституции Украины установлено, что Конституция Украины имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны отвечать ей.

С учетом этого Верховная Рада как единственный орган законодательной власти, прекращая полномочия Премьер-министра Украины, других ов Кабинета Министров Украины, должна была бы действовать на основе, в пределах полномочий и способами, которые предусмотрены Конституцией Украины, а принятое ею Постановление – отвечать Основному Закону.

На основании вышеизложенного Министерство юстиции пришло к выводу: Верховная Рада Украины, принимая Постановление от 10 января 2006 года „Об отставке Премьер-министра Украины, ов Кабинета Министров Украины”, нарушила Конституцию Украины.

В условиях отсутствия действующего Конституционного Суда Украины для выхода из ситуации, которая сложилась вследствие очевидного нарушения Верховной Радой положений Конституции Украины, Министерство юстиции рекомендует Президенту Украины как гаранту соблюдения Конституции Украины обратиться в Верховную Раду Украины с требованием об отмене Постановления от 10 января 2006 года „Об отставке Премьер-министра Украины, ов Кабинета Министров Украины”.

proUA


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/123092.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM