ый треугольник: Тимошенко, Ниязов, "Газпром"

19 янв, 10:27

Посреднические схемы поставок газа из Туркменистана, да и из России стали своего рода традицией с середины 90-х годов. Началу строительства посреднических схем положила американская компания Международная энергетическая корпорация «ITERA».

МЭК «ITERA» была зарегистрирована во Флориде. По легенде компания была создана Игорем Макаровым, который занялся поставками продуктов питания в Туркменистан и в один прекрасный день получил по бартеру 2 миллиарда кубометров газа.

В СНГ МЭК «ITERA» пришла в 1994 году, а в Украине появилась год спустя после издания постановления КМУ №303, назначившего госкомпанию «Укрресурсы» монопольным поставщиком в Украину туркменского газа, исключив с рынка частные компании «Республика» (И.Шарова), «Укрросгаз» и другие. Одна из последних — кипрская «Омрания» - продала свою квоту на ввоз туркменского газа объемом 12 миллиард кубометров именно «ITERA». Впоследствии за это «Омрания» стала ее управляющей компанией. МЭК стала единственным частным поставщиком газа в Украину в 1995 году.

Немаловажно, что появление «ITERA» в Украине начинается с возникновения противоречий с компанией «Укрресурсы», имевшей государственные полномочия, и стремившаяся к налаживанию прямых поставок в Украину. Это весьма важный момент, поскольку в течение всех последующих лет «ITERA» противостояла украинской стратегии в среднеазиатском регионе, лоббируя посреднические схемы.

В декабре 1995 года «ITERA» становится соучредителем синдиката «Туркменросгаз», получив 4% уставного фонда. Его соучредителями стали правительство Туркменистана — 51%, РАО «Газпром» — 45%). Вице-президентом был назначен Ким Вяхирев, сын экс-главы «Газпрома». Так «ITERA» получила от синдиката права официального продавца туркменского газа, что повысило ее статус в отношениях с правительством Украины — от посредника, зависевшего от покупателя, до продавца. Как партнер Туркменистана и корпорации «ITERA», «Газпром» предоставлял корпорации льготы при транспортировке туркменского газа до границы Украины (тарифная ставка за транзит была ниже, чем «Газпром» возмещал «Укргазпрому»).

На тот период основным контом «ITERA» на газовом рынке Украины являлась корпорация ЕЭСУ. Руководство корпорации неоднократно предпринимало попытки перевести посреднические схемы поставок на себя. Во всяком случае сами туркмены подтверждали, что представители именно этой корпорации, в частности ее президент, не однократно наносили визиты в Ашхабад и настоятельно предлагали Туркменистану свои трейдерские услуги по доставке газа в Украину. Однако такие переговоры не закончились успехом. По информации из источников, близких к руководству нефтегазовой отрасли Туркменистана, владельцем контрольного пакета акций «ITERA» является сам Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов. Часть акций принадлежит «ITERA» Валерию Отчерцову, бывшему вице-премьеру в ниязовском кабинете министров, ныне реальному руководителю компании. Формальный глава (президент) «ITERA» Игорь Макаров, если верить этой информации, - фигура номинальная.

В этом контексте становится ясно, почему руководство Туркменистана не сопротивлялось посредничеству компании «ITERA». Фактически посредник организовал альянс между официальным Ашхабадом и РАО «Газпром» в лице группы Рэма Вяхирева. И пока существовал такой альянс, позиции компании были незыблемы. Однако на определенном этапе совладельцами «ITERA» стали руководители «Газпрома». Такой шаг был обусловлен обменом долей в компании на передачу «Газпромом» местодени й по эксклюзивно низким ценам. Однако между Сапармуратом Ниязовым и Рэмом Вяхиревым произошел скандал, связанный со спором о доле руководства «Газпрома» в прибыли «ITERA». Ниязову не хотелось отдавать столько, сколько хотели получить его партнёры из «Газпрома». После этого «ITERA» стала подвергаться критике со стороны Туркменистана. А уже в 1996 году Ниязов аннулировал договора с «Туркменросгазом», отказавшись от услуг синдиката.

Отношения «ITERA» с украинским правительством и частными украинскими компаниями развивались конфликтно. Конция с ЕЭСУ, поддрживаемой правительством Лазаренко, привело к давлению на «ITERA» со стороны КМУ. В свою очередь сама «ITERA» сорвала реализацию украинско-туркменско-иранской схемы сотрудничества, планировавшейся в том числе с целью своевременных расчетов Украины за туркменский газ. Такая акция осуществлялась через консультанта подкомиссии Конгресса США по транспорту и коммунальному хозяйству Эдварда Кавалероса, который с 1995 года являлся вице-президентом «ITERA». После такого шага «ITERA» начала вытесняться с рынка расчетов за туркменский газ, что происходило путем блокирования бартерных схем, которыми компания осуществляла оплату "голубого топлива".

С этого времени (1997-1998) схема работы «ITERA» в Украине меняется. В условиях блокирования поставок туркменского газа компания в 1997 году получает право поставить в Украину российский газ в объемах, равнявшихся обязательствам по поставкам туркменского газа, а с 1998 года получает полномочия продавца российского газа украинским потребителям. Изменение статуса ITERA (от продавца туркменского газа непосредственно украинским потребителям к посреднической торговле российским газом) обусловили уменьшение присутствия собственно «ITERA» на украинском рынке.

В 1997 году емкость газового рынка определялась следующим образом: 27 млн. кубометров (в сутки) за ПФК ЕЭСУ, 13 млн. кубометров за АОЗТ «Интергаз», 52,3 млн. кубометров за АО «Укргазпром» и 30 млн. кубометров за ТЭК «Итера-Украина». В региональном разрезе компании распределили свое присутствие в Украине. «ITERA» в 1995-96 годах сбывала газ в Донецкой, Харьковской, Одесской, Николаевской, Сумской, Львовской, Тернопольской областях, Крыму, Киевской, Луганской, Херсонской областях. В 1997-98 годах «ITERA» остались лишь 3 последних региона. Таким образом, с 1998 года конция между «ITERA» и ЕЭСУ существенно ослабевает особенно на фоне растущего конфликта Тимошенко-Кучма.

В конце 1999 года Юлия Тимошенко становится вице-премьером ТЭК. Однако к этому времени ситуация меняется и в лице Юлии Владимировны «ITERA» получает партнера. Компания «продавливает» взаиморассчеты через вице-премьера, обеспечивая админподдержку в вопросах оплаты долгов. По сообщениям прессы, Юлия Тимошенко действительно не ленилась лишний раз связаться в телефонном режиме с руководством МЭК «ITERA», если украинские энергогенерирующие компании не могли своевременно перечислить деньги за уже потребленный ими газ. С этого началось лоббирование экс-вице-премьером интересов «ITERA».


Однако ее отставка воспрепятствовала дальнейшему развитию партнерских отношений с этой компанией. Кроме того, после краха ЕЭСУ в 2000 году «ITERA» осталась единственным партнером Тимошенко на газовом рынке, что переоформило ее статус из участника рынка в его лоббиста.


После утверждения в должности премьер-министра Украины, сотрудничество «ITERA» и Юлии Тимошенко восстанавливается. На этот раз речь идет о возвращении рынка сбыта туркменского газа компанией «ITERA» в Украине. Как заявил председатель НАК «Нефтегаз Украины» А.Ивченко, в июне на должности премьер-министра Тимошенко пыталась заключить соответствующий межгосударственный контракт с Туркменистаном. «В этом межгосударственном контракте с премьер-министром были забиты следующие пункты: международная компания «ITERA», зарегистрированная в США, должна быть посредником, то есть транзитером туркменского газа через территорию Узбекистана, Казахстана и России в Украину. И Украина как государство, следующий пункт, должна гарантировать для международной компании «ITERA» транзит этого туркменского газа через Узбекистан, Казахстан и Россию», - сказал Ивченко. «И хочу сказать, что это было не что иное, как подстава государства Украина и предательство национальных интересов Украины. Потому что у Украины нет контракта ни с Узбекистаном, ни с Казахстаном, ни с Россией на транзит туркменского газа, поэтому Украина не могла брать на себя обязательств и гарантий для коммерческой структуры «ITERA», чтобы та транзировала газ в Украину», - отметил он.


На самом деле попытка возвращения «ITERA» на украинский рынок и лоббирование ее интересов Ю.Тимошенко вполне объяснимы. Если «ITERA» до сих пор контролируется руководством Туркменистана и окружением Р.Вяхирева, то у лидера БЮТ остались тесные взаимоотношения и с теми, и с другими. Кроме того, существует мнение о том, что Тимошенко имеет более чем тесные взаимоотношения с самим господином Ниязовым, и именно поэтому так смело утверждает о способности договориться о поставках газа в страну. С другой стороны, такие же отношения, судя по заявлениям Митрофанова, связывают ее и с Р.Вяхиревым. В то же время с «ITERA» руководство Туркменистана связывает большие надежды на выход из-под контроля «Газпрома». Однако возвращение компании к поставкам газа в Украину может иметь и обратную сторону. ОАО «Газпром» вполне может поднять стоимость транзита туркменского газа, что сделает его неконтоспособным на западном рынке. Таким образом, лоббирование интересов посредника, не контролируемого «Газпромом», чревато жестким сопротивлением российской стороны. А значит, лоббируя возвращение «ITERA», увеличивается риск того, что Россия пойдет ва-банк и экономически заблокирует поставки «голубого топлива» в страну.


При этом разиличие между «РосУкрЭнерго» и «ITERA» собственно и заключается в том, что первое отражает интересы «Газпрома», а второе – Туркменистана. Лоббирование же интересов каждой из этих компаний является обычным свидетельством слияния власти и бизнеса в расчете на выгодную зарубежную политическую и финансовую поддержку на выборах.

"Ukraine Daily"


Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/122928.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM