Украинцы столкнулись с россиянами
18 апр, 20:57
На этот раз по поводу и.
Российские производители я теряют рыночные позиции. По данным Национальной ьной ассоциации (НАА), в первом квартале этого года производство крепкого я в России упало на 12%. В НАА объясняют спад в отечественной водочной отрасли агрессивной политикой импортеров крепкого я, в первую очередь производителей с Украины. Сами украинцы несколько удивлены подобными выпадами в свой адрес, аргументируя тем, что сама НАА обозначила их рыночную долю в 2004 г. в 2%. Опрошенные RBC daily российские производители считают, что проблема на деле гораздо шире, и корни ее гнездятся в непобедимой административной системе. По всей видимости, ситуация в водочной отрасли достаточно ба: для восстановления status quo необходимо препятствовать росту «серого» рынка, а стало быть, нужны серьезные изменения в законодательстве. В такой ситуации гораздо проще найти крайнего и обвинить его во всех бедах, а не решать проблему в корне.
Украинские производители крепкого я после распада Советского Союза пытались закрепиться на российском рынке. В 1997 г. украинские водочники были вытеснены с рынка после значительного ужесточения законов об импорте я. Потом первый украинский производитель – компания Nemiroff – появился на российском рынке лишь в конце 2000 г., затем небольшими партиями стала поставляться продукция другого крупного ока соседней страны – компании «Союз-Виктан». В последнее время украинские компании активизировались на российском рынке. Некоторые из них, например «Союз-Виктан» и «Хортиця», заявили о начале производства на территории России.
По данным НАА, производство и и ликеро-водочных изделий в России в январе-марте 2005 г. составило 27 млн 186 тыс. дал (88,3% от уровня этого же периода 2004 г.). Снижение наблюдалось во многих сегментах ьного рынка: по итогам января-марта 2005 г. производство виноградных вин составило 66,1%, шампанских и истых вин – 98,6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Выросло лишь производство ка – 114% в январе-марте 2005 г. по сравнению с первым кварталом 2003 г. Если ситуацию на рынке вина можно объяснить неразберихой, вызванной предновогодним распоряжением федеральных властей (несоответствие этого распоряжения по реализации всех видов виноградных вин федеральному закону вызвало серьезные препятствия по реализации этой продукции), то на рынке крепкого я главными виновниками уже не раз назывались импортеры, главным образом с Украины.
Не так давно в своем письме российскому премьер-министру Михаилу Фрадкову президент НАА Павел Шапкин заявлял, что украинские импортеры крепкого я являют собой серьезную угрозу российскому рынку и позициям отечественных производителей. В интервью RBC daily он дал следующий комментарий: «Вопрос в том, что в первую очередь влияет на это снижение. В первую очередь, механизм взимания акцизов. Разница в механизме взимания акцизов с отечественной и импортной ьной продукции приводит к тому, что российская продукция становится неконтоспособной при отсутствии ввозных таможенных пошлин на импорт. Нашим оптовикам проще работать с украинцами – не надо связываться с региональными акцизными складами. Это провоцирует уход в теневой сектор части легальных российских производителей. Импорт украинских спиртных напитков растет мощными темпами: только в прошлом году он увеличился на 300%. В результате доля украинской и и ликероводочной продукции на российском рынке на начало 2005 г. составляла порядка 5%, и она постоянно растет, вытесняя долю российской продукции».
Генеральный директор ЗАО «Холдинговая компания «Ладога» Вениамин Грабар считает, что существует две основные причины, по которым статистика показала падение ьного рынка в России на 12% в начале этого года. Первая – отголоски перехода на новую схему уплаты акцизов в прошлом году – с соотношения 50% на 50% на соотношение 20% на 80%. В результате лидеры ьного рынка, к которым относятся 25 ведущих производителей и в стране (они занимают 50% рынка), сильно сократили декабрьские объемы. Только «Ладога» в результате не отгрузила около 100 тыс. дал. Этот перекос и вызвал тот самый прирост выпуска продукции в январе, что увеличило показатели производства и по отрасли в целом в первом квартале 2004 г. Второй причиной, по словам г-на Грабара, является экспансия украинской и, объем поставок которой в Россию оценивается в объеме более 10 млн дал. «Украинцы не платят таможенные платежи, получая значительную прибыль и за счет других послаблений от российского государства», – заявил он RBC daily.
Украинские производители, как и ожидается, имеют совершенно противоположную точку зрения. Президент украинской компании Nemiroff Яков Грибов пояснил RBC daily: «Заявления о том, что причиной ослабления позиций российских водочников является засилье украинской продукции, на самом деле просто крик души российских производителей, которым тяжело работать на родном рынке. Большинство украинских производителей я поставляют на российский рынок у, которая и так в России хорошо представлена». По словам главы Nemiroff, доля импортируемого с Украины я на российском рынке сейчас составляет 1,8%, и украинским компаниям надо еще постараться, чтобы перешагнуть 2%. Nemiroff вообще не считает себя контом российским производителям и, выделяя свою горилку в отдельную категорию. «А на рынке и преимущество российских производителей неоспоримо, и того, кто вознамерится отобрать его у местных компаний, ждет разочарование», – утверждает г-н Грибов. Как сообщила RBC daily менеджер по развитию в России компании «Союз-Виктан» Татьяна Меджитова, производство и в России падает за счет дешевого низкокачественного я. Кроме того, по ее словам, на данную ситуацию влияет ужесточение запрета на рекламу крепкого я, увеличение потребления слабоьных напитков, а также попустительство некоторых органов власти к теневикам на водочном рынке.
По мнению коммерческого директора ЧЗАП «ОСТ-Алко» Андрея Сергиенкова, на снижение доли отечественных производителей влияет множество факторов, в том числе и агрессивная политика украинских компаний. «Сейчас российский рынок крепкого я стагнирует, и появление любого серьезного ока отбирает часть доли у местных производителей, – говорит он. – ину российского рынка украинские компании, конечно, не займут, но если импортерам удастся занять хотя бы 10-15% рынка, то это будет весьма существенно для российских оков». По его словам, правила ы для российских производителей сложнее, чем для украинских компаний. Среди причин снижения объемов отечественного производства он также называет увеличение доли высокоценового сегмента (те, кто переходит на более дорогую у, не будут покупать ее каждый день в больших объемах), а также то, что низкоценовой сегмент при этом частично переходит в теневой сектор. «К тому же рост платежеспособности населения не успевает за ростом цен на ь, – добавляет г-н Сергиенков. – Каждый год акцизы на ьную продукцию растут, например, с начала этого года выросли на 18%. Все это влияет на ситуацию на рынке, и ограничения, накладываемые на российских производителей политикой государства по отношению к акцизам, осложняет работу наших компаний».
По мнению же части опрошенных RBC daily российских производителей, заявления против украинских компаний являются своего рода попыткой найти крайнего. «В России всегда так поступали, так как главное – отчитаться, а не предпринимать реальные действия, – заявил RBC daily представитель оптовой ьной компании, пожелавший остаться неизвестным. – а всегда останется российским продуктом, отечественным компаниям надо просто грамотно конкурировать – пора бы уже научиться выживать в любых условиях, создаваемых родным правительством». Президент ТПГ «Кристалл» Сер Зивенко сообщил RBC daily, что, по его мнению, причина снижения объемов российских производителей в неэффективной системе контроля над ьной отраслью, неоптимальном механизме взимания акцизных сборов. «Украинцы здесь ни при чем. Их доля выросла, дай Бог, на 0,5%. Украинские производители также платят акциз, так что все легальные поставщики учитываются. Сам рынок сейчас не снижается, просто снижаются цифры, отраженные в официальной отчетности. Часть российских производителей уходит в теневой сектор – в этом году частично перешли к теневым схемам примерно 17% производителей, – считает он. – А то, что сейчас ведется активная политика против украинских производителей, объясняется просто – существуют люди, которые занимаются теневым рынком, и им надо как-то обосновывать то, что официальная отчетность падает. По большому счету, это введение всех в заблуждение – надо найти виновного во всех бедах».
Елена Желобанова RBCdaily.
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/11930.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM