25 май, 10:43
Желая увидеть последнее творение популярного кинорежиссера или услышать хитовые треки, покупатель не думает о том, где и кем произведен диск, на котором все это великолепие запечатлено. Даже если денег хватает на безбедное существование, все равно рука не поднимается платить $ 15-17 за диск, когда точно такой же продается в соседней палатке за $ 3. При таком раскладе шансов победить в борьбе с ами, оккупировавшими рынок отечественной аудио- видеопродукции, практически нет.
Да и стоит ли? – негодует покупатель, - уж лучше бы убийц и бандитов ловили. Стоит! – утверждают легальные производители, правообладатели и представители правоохранительных структур.
ство в массы – деньги в кассы
Для того чтобы оценить масштабы нелегальной продукции, заполонившей магазины страны, совсем не обязательно заниматься изучением статистики и проводить социологические исследования рынка медиапродукции. Достаточно заглянуть в любой киоск: тут тебе и «Мужской сезон. Бархатная революция», и «Дневной дозор», и «9 рота», и «Сволочи», и даже «Бумер. Фильм второй» (на момент подготовки номера шла первая неделя проката!). Последние новинки нередко предлагаются покупателю со смазанными обложками и сомнительным качеством изображения и звука, но это никого не останавливает. А уж если на диске не один фильм, а целых шесть.… Говорят, последний рекорд ов - 18 в 1.
Технические успехи молодых дарований, штампующих диски с нереальным количеством фильмов «в одном», заставляют заметно нервничать «классических» ов. Среди занятых в этом нелегком бизнесе людей уже ходят слухи о том, как ветераны контрафакта «сливают» своих новоиспеченных контов правоохранительным органам. Причем, говорят, таким способом устраняются не только коллеги-нелегалы, но и продавцы, торгующие лицензионной продукцией.
Доходы от продажи нелицензионных дисков исчисляются миллионами рублей (вероятно, даже долларов), и это еще один фактор непотопляемости «ского корабля». Закупочная цена одного лицензионного диска составляет примерно 2-3 доллара, в то время как ы реализуют свою продукцию по оптовой цене 0,8-1 доллар за штуку. При этом тираж контрафактных компакт-дисков значительно превосходит количество лицензионных. Кроме того, не выплачиваются проценты с продаж правообладателю, производство «левого» диска намного дешевле (для штамповки контрафакта необходима лишь специальная машина, которая стоит, по приблизительным оценкам экспертов, от 1500 долларов, и несколько килограмм пластмассы, о себестоимости которой и говорить не имеет смысла). Вот и получается – потратил рубль, получил десять, и при этом никому ничего не должен.
Продавцам легальной продукции выживать на этом рынке значительно сложнее. Во-первых, продукцию у правообладателя нужно купить, причем купить по довольно высокой цене, из расчета $ 10-13 за диск (средняя стоимость). Во-вторых, нереализованную продукцию обратно на склад никто не принимает, а где гарантии, что весь тираж раскупят, если рядом стоит лоточник с дешевым контрафактом? Тем более что даже самый раскрученный фильм или альбом популярного исполнителя – товар скоропортящийся: сегодня его расхватывают как горячие пики, а завтра о нем никто и не вспомнит. Да еще аккурат через пару недель на прилавках появится легальный диск по доступной цене (на это сегодня идут уже многие правообладатели). Получается, что торговать лицензией просто невыгодно. Может, продавцы и рады были бы избавиться от подделок на своих прилавках – уголовную ответственность за торговлю контрафактом еще никто не отменял – только тогда придется вообще отказаться от этого бизнеса, а продавать, например, батарейки или носки, тоже, знаете ли, весьма ходовой товар.
Итоги неутешительны: качество ского и лицензионного диска отличаются мало, о цене говорить не приходится, к тому же у ов новинки появляются значительно оперативнее, нет нужды ждать месяц до официального релиза. А покупатель хочет приобщаться к прекрасному! Приобщаться немедленно и с наименьшими затратами.
В ВТО без контрафакта
ство это не только бич современных производителей, но и огромная национальная проблема, охватывающая все аспекты социальной жизни. ство наносит значительный ущерб экономике государства, способствует процветанию коррупции, вредит международному авторитету страны. По оценкам экспертов, та же Россия занимает второе место в мире (после Китая) по количеству нелегальной медиапродукции. Интересно, на каком месте сегодня Украина? Проблема ства выставляет нашу страну в неприглядном свете перед западными партнерами, которые рады бы принять нас в ВТО, но раз уж мы с ами справиться не можем… Кстати, по общему мнению участников медиарынка, различные операции и рейды, проводимые правоохранительными органами часто носят демонстративный характер, и на самом деле мало что меняют.
Украинским и российским властям уже давно указывают на необходимость решения проблемы ства, США даже угали применить экономические санкции. Такая позиция, безусловно, понятна, западные компании теряют на нашем рынке многие миллиарды долларов. Но, можно подумать, мы без них не знаем, что ситуация с оборотом нелегальной продукции в нашей стране катастрофическая. Другое дело, почему все меры, принимаемые властями на постсоветском пространстве, неэффективны?
Вернемся к операции «Контрафакт», проведенной чуть более полугода назад в России. По данным Гильдии развития аудио- видео торговли, только в Москве в первые дни проведения операции (21-23 ноября минувшего года) 18% торговых объектов временно приостановили работу. На 8-10% снизилась доля контрафактной продукции, выставленной на прилавках. После завершения операции «Контрафакт» практически все объекты, реализующие нелегальную продукцию, открылись и возобновили свою работу в прежнем режиме. Во время проведения операции лицензионных носителей больше не стало, цены также не изменились. Лоточники, торгующие «кой» возле станций метро, предлагали 100% ской продукции без кассовых аппаратов и каких-либо разрешений. В первые выходные декабря возобновился подвоз контрафакта с оптовых складов, при этом значительно вырос спрос покупателей, так что за прилавки были подтянуты дополнительные продавцы. А соотношение наличия в свободной продаже легальных и нелегальных носителей вообще потрясает – количество объектов, торгующих только лицензией, в период с октября по декабрь сократилось на 1%, а число точек, реализующих только скую продукцию, за тот же период увеличилось на 2%. Вопрос: для чего был проведен этот рейд?
Такие, прямо скажем, неважные результаты имеют массу причин. Самая главная – абсолютно все более-менее адекватные торговцы контрафактом знали о проведении этой операции недели за две. Говорят, что информация об этом была размещена на интернет-сайтах заблаговременно, поэтому многие представители теневого медиарынка вообще предпочли в эти дни на работу не выходить. Зато за последующие выходные, как уже было отмечено, «отбили» свои убытки с лихвой. Говорить о коррупции в правоохранительных органах, честно говоря, надоело. Все равно, от постоянных поминаний сотрудников УСБ слаще не станет. Да и сами торговцы с охотой демонстрируют свои «серьезные связи» в правоохранительных структурах, курирующих тот или иной рынок. Грустно, господа.
Справедливости ради, надо сказать, что коррупция - не единственная причина неудач в борьбе с медиапреступниками. Ответственность, к которой в случае неудачного для ов рейда, могут привлечь продавцов контрафакта, уже давно не пугает даже школьников. Минимум изымут товар, максимум – заставят заплатить штраф. Да и то сделать очень проблематично: люди, занимающиеся производством и реализацией нелегальной продукции, не пионеры на полянке. Они досконально знают УК, и, наверняка, скажут, что знать не знают, чей товар. А завтра на этой же самой точке вместо застуканного Феди будет торговать «честный» Вася…
Стоит отметить, что меньше всего ы подделывают CD и MP3-диски, потому что это невыгодно. Цены на легальную и нелегальную продукцию в этом сегменте рынка практически не отличаются, значит, безопаснее торговать легальными дисками, чем наживать себе неприятности, связываясь с контрафактом.
Скидок
Каким образом предлагают решить проблему ства производители и правообладатели, если силовые рычаги малоэффективны? Ответ, по общему мнению участников медиарынка, прост – необходимо применить комплекс экономических мер. Во-первых, если дело все-таки доходит до суда, правообладатели должны вменять такие иски ам, чтобы желание торговать контрафактом не возникало даже у их внуков. Во-вторых, в действующем законодательстве торговля ской продукцией должна быть приравнена к торговле и караться соответственно (мы, разумеется, утрируем, но смысл высказанного мнения именно таков). В-третьих, цена. Самый больной вопрос, но его надо решить, потому что иначе ситуация на медиарынке будет только ухудшаться. Предприниматели, торгующие лицензионным товаром, полагают, что правообладатели и производители медиапродукции должны снизить цены, тем более что условия рынка это позволяют. К тому же перед глазами наглядный пример худо-бедно наладившейся ситуации в сегменте CD/MP3-дисков, где ам стало невыгодно подделывать эту продукцию.
Исповедь а
Для того чтобы в очередной раз убедиться в справедливости всех высказываний о рынке ской продукции, мы решили не ограничиваться экспертными оценками. Встретиться с реальным представителем теневого медиабизнеса труда не составило. Василий (назовем его так) «светиться» не хочет и готов ответить на все интересующие нас вопросы с условием анонимности нашего разговора. Впрочем, как он сам признает, Америку он не открывает и все, что скажет, подтвердят тысячи его коллег по торговле скими дисками.
– У меня небольшой магазин в одном из малых городов Московской области. Специфика провинциального города такова, что особых запросов по качеству продукции покупатели не предъявляют. Им важнее доступность фильмов. Скажем так, возможность увидеть новинку одновременно с москвичами. Производство новинок у нас налажено очень неплохо. Все новинки облекаются в DVD-форму порой за день до выхода фильма на экраны столицы. Не всегда должного качества, но это исправляется уже через день два после премьеры.
Кто поставляет? Адреса известные. Все торговцы их знают. Знает и милиция, и соответствующие контрольные органы тоже знают все такие точки. Выйдите на Арбат. Светлым днем на виду у всех идет бойкая торговля продукцией, которую вы называете контрафактной. Иной почти нет. «Дневной дозор» предлагали нам и в лицензии, но кому нужна лицензия за 400 рублей, когда сам фильм лежал в сети, и его можно было копировать без всяких проблем. Кстати, с этим фильмом была загвоздка. Его создатели попытались пресечь досрочную продажу фильма с лотков. Это им удалось не потому, что так хорошо сработали органы. Просто была договоренность с торговцами о моратории. А сам фильм из-под полы покупали свободно. Мне в этом смысле было проще. В моем городе фильм продавали свободно раньше того срока, когда он лег на прилавки, без боязни что тебя обвинят в нарушении моратория.
Говорить о производителях ской продукции не хочется. Это не мое дело. Спасибо ребятам, не дают умереть с голода. Бизнес выгоден всем. Затраты копеечные, навары хорошие. В принципе производить копии фильмов может кто угодно. Только лезть в это дело не советую. Все схвачено, и чужак рискует головой. Речь о крупных доходах. Ими просто так не делятся. Я, например, в своем городе работаю почти легально. У меня есть договоренность с властью, и, если кто нарушит территорию, мне не придется даже вмешиваться. Чужака быстро поставят на место. Место прикормлено. Хотя может, конечно, прийти человек, который выкупит мою территорию. Но и такие вопросы решаемы. Главное не скупиться на откаты. Можно, конечно, работать и легально. Но легальная продукция дорогая. Когда она сравняется с ской по цене, тогда возможно и сами собой подпольные цеха начнут сворачиваться. Но это вряд ли произойдет. Чтобы легальная продукция шла по высокой цене иногда выгодно самим производителям легальной продукции. В этой тени у них тоже свой бизнес.
Я же говорю, что все схвачено. Показушные рейды милиции предсказуемы. У меня, например, тоже есть свой человек в органах, который советует, когда нужно уйти во временный отпуск. А раз даже просил подставиться на мелочи. Для статистики. Технология отработана. Подставили мальчика - продавца, которого я пожурил для виду, мол, выложил без моего ведома на прилавок пару левых дисков. Отделались мелким штрафом. Который, кстати, пошел в зачет отчислений.
Мне, опять же, в провинции жить легче, чем в столице. Там другие условия для труда. Конечно, заработки у моих покупателей не очень высокие по сравнению с Москвой, но и я особо цены не взвинчиваю. У меня диск дешевле, чем в Москве. Понятно, что и откаты уровнем ниже. На жизнь мне хватает. Есть у меня основная работа. Торговля дисками заработок дополнительный, но по объему кормит лучше основной работы, которая, к слову сказать, дает временно уйти в тень при необходимости. А уголовной ответственности я не боюсь. Шум для виду милиции и всяких защитников прав потребителей легко предсказуем и нейтрализуем. Мы все полезны друг другу. Денежный ручеек кормит очень много людей до самого верха. А с таким лобби мне ничего не страшно. Я винтик. У меня свой покупатель. А ценители прекрасного, в смысле легального, они по лавкам не бегают. Им престиж не позволяет. К тому же заплатить за диск 400 рублей ($ 13) для них тьфу. Но они и не покупают много. Для них и созданы официальные легальные точки с заоблачными ценами. А я работаю для простого народа.
Виктор Яковлев, «Дело №»
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/115387.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM