Владимир Чемерис: "Я не хочу быть пророком в плохом понимании этого слова"

07 ноя, 09:54

Владимир Чемерис - легендарная фигура. Он - Правления Украинской Хельсинкской Группы, участник студенческого сопротивления в 1991 году - "революции на граните", которая привела к отставке премьера Масола, а также координатор акции "Украина без Кучмы".
Господин Чемерис, который ныне является руководителем общественной организации "Институт "Республика" (одного из немногих заповедников политического идеализма в Украине) - признанный эксперт по правовым и технологическим аспектам гражданского сопротивления и "свой человек" как для левых, так и для правых.
Первый вопрос, интересующий сейчас многих - будут ли стычки 7 ноября?
Я не хочу быть пророком в плохом понимании этого слова, но думаю, что стычки вполне могут быть. После неофициальных разговоров с представителями разных лагерей противостояния у меня появилось предчувствие, что они готовятся к силовым действиям. Как показали события 15 октября, да и 1 мая в прошлом году, милиция не способна выполнить свой долг - защитить права людей. Мониторинг, проведенный институтом "Республика", показал, что в этом году нарушений права на мирные собрания было гораздо больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Что означает для Вас праздник 7 ноября?
Для меня этот день не праздник, и никогда им не был. Вопрос в том, что есть люди, которые считают этот день праздником и хотят провести митинг этот день, и люди, которые не считают этот день праздником и хотят, чтобы в этот день ничего не проводилось. Я считаю, что обе стороны имеют право высказать свою позицию.
Очевидно, не для всех украинских левых, как для Вас, характерно критическое отношение к "красной страничке советского календаря"?
Это характерно для большинства новых левых, мировоззрение которых основывается не на официальной идеологии Советского Союза, который давно распался, а на антиглобалистических и антикапиталистических цинностях мирового левого движения. Хочу подчеркнуть, что у новых левых нет партии, они пока существуют на уровне общественных организаций и кружков - например, "Левая инициатива", "Рабочее сопротивление". Есть отдельные люди, разделяющие наши ценности, левые интеллектуалы, такие, как Александр Хоменко.
Что касается политических партий, то это старые левые, те же комунисты, которых иногда называют неосталинистами или брежневцами. Все политические партии сейчас представляют интересы большого капитала. Это касается и Социалистической партии: например, ее организация в Харьковской области практически приватизирована руководством одного из коммерческих банков.
Мы думали, что пропорциональные выборы изменят ситуацию, но все получилось наоборот. Места в списках продаются за большие деньги, особенно после появления такой "приманки", как депутатская неприкосновенность. Я точно знаю, что в одной из известных партий место в проходной части партийного списка в Верховную Раду стоит 2 миллиона доларов, в Киивраду - 350 тысяч, в районные рады - 150 тисяч.
Как Вы оцениваете действия Киевской горадминистрации, которая попыталась через суд запретить проведение политических акций?
Они действуют неправильно, нарушая как 39 статью Конституции, так и европейскую практику, в частности решение Европейского суда и статью 11 Европейской конвенции по правам человека. Есть известное решение Европейского суда, принятое в 1988 году по делу "Платформа "За жизнь" против Австрии", где суд обязал государство обеспечить реализацию права на мирные собрания обоим сторонам, а не запрещать эти собрания. Институт "Республика" обратился в КГГА с требованием прекратить практику судебного преследования собраний граждан, но горадминистрация все же направила в суд представление на запрет всех демонстраций в центре города 7 ноября.
Раньше Шевченковский райсуд просто отклонял такие представления, но его последнее решение очень разочаровывает. КПУ запретили проводить свои праздничные акции на Майдане Независимости по улице Крещатик. Это решение суда довольно сомнительное с точки зрения права. Но я допускаю, что Шевченковский суд после 15 октября учитывал то, что милиция не способна обеспечивать порядок в подобных обстоятельствах. Возможно, с точки зрения суда это был единственный способ не допустить столкновений.
В праздновании 7 ноября, с одной стороны, и антикоммунистических акциях - с другой стороны, высказали желание участвовать много разных организаций. Не связаны ли беспорядки на таких акциях с плохой координацией между участниками?
Насколько я знаю, и у правых, и у левых организована координация между всеми участниками. Взаимная координация между оппонентами не осуществляется. В связи с обвинениями в "неорганизованности" меня больше интересует то, что на слушаниях в Верховной Раде министр внутренних дел призывал установить ответственность организаторов митингов.
"Новая власть" таким образом буквально повторяет то, что говорила "старая власть", вдобавок господин Луценко показал свою полную юридическую безграмотность, поскольку ответственность в Украине, как и всюду, индивидуальна. Если происходят стычки, милиция должна их расследовать: потасовка, стычки - это преступление. Если это преступление было организовано нарочно, должны быть наказаны организаторы и исполнители. Организаторы митинга могут не быть организаторами стычки. Так, например, было 9 марта 2001 года.
Те же самые "правоохранители" могут послать своих людей, провокаторов, которые начнут стычки. И кто понесет ответственность - организаторы митинга, которые на самом деле являются непричастными? Они могут лишь призывать к порядку на митинге, но не могут обеспечивать порядок на митинге, так как организаторы митинга - гражданские лица. Обеспечивать порядок - право и обязанность милиции. Поэтому вместо того, чтобы искать, на кого переложить ответственность, милиция должна просто выполнять свою работу - то, что ей предписано делать по закону "О милиции" и по Конституции. Но я не исключаю, что стычки 15 октября, как и 7 ноября, могут быть в интересах власти. Власть сейчас заинтересована в обострении.
Чем именно, по-Вашему, могут быть выгодны власти уличные беспорядки?
Право на мирные собрания - один з главных элементов осуществления статьи 5 Конституции, согласно которой, Украина является республикой, единственный источник власти в Украине - народ, и никто не может узурпировать государственную власть. Перед выборами 2006 года есть довольно много политических оков, заинтересованных в ограничении свободы собраний. Сейчас в Верховной Раде находится наш проект закона "О свободе собраний", он официально внесен в повестку дня.
Я видел, что после стычек 15 октября и в Верховной Раде, и в Киевраде с подачи министров и других влиятельных лиц вызревает намерение ограничить право людей на демонстрации, вообще запретить митинги в центре Киева, на Крещатике, около государственных учреждений: Кабмина, Секретариата Президента и других. На эту тему уже есть проект решения Киеврады, слава Богу, пока не принятый. Все эти стычки, как минимум, будут способствовать формированию общественного мнения, мнения депутатов Верховной Рады и Киеврады в поддержку запретительных нормативных актов. Если обострение будет продолжаться, станут реальными сценарии, некоторые из которых сейчас кажутся фантастическими. Например, роспуск Верховной Рады - такое предупреждение уже прозвучало в вопросах к спикеру Литвину. И, конечно, беспорядки приведут к ухудшению международного имиджа Украины в преддверии парламентских выборов.
Вы слышали, что организаторам потасовок 7 ноября якобы выплачивают по 1000 долларов, как и 15 октября?
Да, ходят такие слухи, но я не хочу их комментировать, просто не имею точной информации. Думаю, это возможно. Мы знаем много примеров того, что разные партии - и правые, и левые - проплачивают участие в митингах. На круглом столе в институте "Республика" был заместитель председателя департамента общественной безопасности министерства внутренних дел, Анатолий Маевский. По его словам, много таких случаев МВД документирует. В нашем законопроекте мы установили ответственность за предоставление какой-то оплаты за участие в митингах, особенно, если это плата за участие в стычках и организации стычек. Это преступление, которое не должно быть безнаказанным.
Как вы прокомментируете предупреждение пресс-службы УНА-УНСО о возможности захвата офисов политических партий 7 ноября?
Если у них есть такая информация, им следует обратиться с ней в милицию. МВД должно обеспечить охрану от насилия представителям всех политических сил.
Как вы относитесь к участию в акциях 15 октября и, как планируется, 7 ноября иностранных политических организаций, таких, как "Национал-большевистская партия" или "Евразийский союз молодежи"?
Если коротко - некторые сторонники "славянского братства", называя сине-желтый флаг "бандеровским", пришли 15 октября на Майдан под "власовским" флагом, под русским триколором РОА... Что касается сообщений об участии в акциях 7 ноября активистов из России и Беларуси - если оься на правовые понятия, то иностранные граждане и лица без гражданства, по Конституции, имеют такие же права на мирные собрания, как и граждане Украины, поэтому запрещать им участие в митингах нет никаких оснований. Вспомните пикетирование Белорусского посольства белорусской оппозицией, пикетирование Узбекского посольства узбекской диаспорой в Киеве - они имели полное право провести эти мирные митинги.
Украинцы во время Оранжевой революции так же само пикетировали украинские посольства в других странах. Запрещать иностранцам принимать участие в общественно-политических мероприятиях в Украине было бы неадекватным и неправовым решением. Если же эти люди будут принимать участие в каких-то противоправных действиях, у наших правоохранительных органов есть все необходимые рычаги влияния. Они могут просто выслать хулиганов из страны, или привлечь к криминальной ответственности в Украине. Кроме того, украинское правительство, МИД, пограничники имеют возможность не пропускать отдельных иностранных граждан на территорию Украины - вспомните, как перед президентскими выборами поступили с активистом сербского "Отпора" Александром Маричем. Это вызовет отрицательную реакцию общественного мнения и правозащитников, но до дипломатического скандала, думаю, дело не дойдет.
Как бы вы советовали действовать 7 ноября правоохранительным органам?
Охранять права тех, кто пришел с намерением принять участие в мирном собрании. Поддерживать порядок, не считаясь с гражданством тем, кто его нарушает: украинские это, русские, белорусские или молдавские граждане. Я думаю, что нынешнее противостояние можно сравнить с поведением болельщиков перед футбольным матчем. "Наши" и "приезжие" болельщики настроены агрессивно, но милиция должна предотвратить стычки между ними, при том не мешая им совместно болеть за свои команды. Как правило, люди, приезжающие на футбольные матчи, устраивают потасовки, но ограничивать въезд этих людей в Украину было бы очень недемократической шагом - такой дипломатический ход предназначен лишь для исключительных ситуаций.
Другое дело, что за агрессивное поведение своих болельщиков футбольные клубы могут быть наказаны, а в политике подобное едва ли возможно. Но мы знаем, что украинские правоохранители неоднократно утихомиривали болельщиков "Спартака" и ЦСК, наших гостей из Москвы. Хотелось бы, чтобы и сейчас они выполняли свои функции. Для милиции не должно иметь значения, собираются ли люди 7 ноября на митинг или на футбольный матч. Государственные органы создаются не для того, чтобы задерживать людей и разгонять митинги, а для защиты прав граждан. Ради этого люди и платят налоги.
"УКРАЇНСЬКИЙ ВИБІР"

Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/105084.html



Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM