27 янв, 10:45
Многие украинские политики всерьез рассчитывают, что через два-три года Украина сможет вступить в НАТО. Их оппоненты возражают: вступление в НАТО противоречит внеблоковому статусу Украины, который закреплен в Конституции.
В целом, в вопросе о НАТО существует слишком много политико-идеологических спекуляций. В конечном счете, юридические законы - это не законы всемирного тяготения, то есть, их создают люди.
Что касается внеблоковости, то основное конституционно-правовое поле в этом вопросе задается Конституцией, Военной доктриной, Концепцией национальной безопасности и Законом о национальной безопасности. По моему мнению, в этих документах не содержится норм, которые блокируют сотрудничество Украины с НАТО, за исключением положения Конституции, которое не предполагает наличие иностранных военных баз на территории Украины.
Взаимоотношения Украина-НАТО, на мой взгляд, не являются проблемой с нормативно-юридической точки зрения. Основной проблемой является отсутствие политического и общественного консенсуса в Украине по отношению к этому вопросу. Тем более что Украина пока никуда еще не вступает.
Другой негативный фактор связан с тем, что есть признаки использования темы НАТО частью политикума в качестве способа компенсации проблем, с которыми сталкивается Украина на пути евроинтеграции. Но вступление в НАТО не компенсирует проблем, задержек или пробуксовок, которые возникают у Украины при ее движении в Европу. Т.е., такая позиция определенных политических сил некорректна.
Что касается инициируемого СДПУ(о) референдума о вступлении в НАТО, то, прежде всего, необходимо вспомнить о том, что, в принципе, сами процедуры НАТО, в случае принятия нового а, предполагают одобрение данного шага на референдуме. Поэтому в данном случае инициатива эсдеков не является инновацией или политическим изобретением. Они просто бегут впереди паровоза, ибо если действительно встанет вопрос о вступлении в НАТО, то процедура референдума подразумевается.
В вопросе о НАТО необходимо выделить три уровня. Есть уровень сиюминутной политической конъюнктуры, связанный с выборами. Есть уровень, собственно говоря, политический, т.е. когда НАТО превращается в политическую проблему, вокруг которой происходит конфликт внутри элит.
А третий уровень - это уровень юридически-правовой, который связан с принятием каких-то юридических решений и их последствиями. На сегодняшний день вся ситуация разыгрывается на первом уровне, в контексте избирательной кампании. Предпринимается попытка использовать предвыборную ситуацию и ввести в политическую повестку Украины вопрос о НАТО. Таким образом, тема НАТО используется для создания некой страшилки, в качестве упреждающей технологии. А значит, власть вынуждена уже оправдываться до того, как начались реальные юридически-правовые действия, которые действительно могут привести к вступлению Украины в НАТО.
Что касается чисто военной составляющей вступления в НАТО, то именно здесь присутствует максимальная готовность. Т.е., эта сфера требует просто наличия политической воли и соответствующих четких планов действий.
Но обязательно должен быть найден консенсус между политическими элитами. И, безусловно, этот выбор должен, в конце концов, сделать народ, вступление в НАТО должно поддерживать большинство граждан. И именно на этом уровне пока существует наименьшая готовность к такому шагу.
Большой проблемой является также недостаточное количество информации о реальном взаимодействии Украины с НАТО - с одной стороны, и России с НАТО - с другой стороны. На первый взгляд, эта ситуация выглядит так, будто Россия является исключительно антинатовской страной, а Украина - пронатовской. В действительности, все не так. По уровню взаимодействия с НАТО Россия даже опережает Украину. Другое дело, что Россия пока не ставит цели (на уровне стратегической) вступления в Альянс.
Одним из ключевых направлений, в котором можно было бы двигаться Украине, является поиск совместных подходов с Россией. Причем, эти подходы должны быть направлены на реформирование НАТО. Работа не должна ограничиваться вопросами вступления в существующую организацию, речь должна идти о преобразовании Альянса из структуры, которая решала оборонные вопросы во время "холодной войны", в структуру, которая главный акцент делает на вопросах безопасности. Причем, как для ов НАТО, так и для стран, которые находятся в тесном сотрудничестве с ними. На мой взгляд, интересы Украины и России в этом вопросе могут во многом совпадать. Таким образом, если мы выйдем на более высокий уровень постановки вопроса, то тогда проблемы непосредственного оперативного сотрудничества Украины с НАТО будут рассматриваться в несколько другом контексте, более выгодном для Украины.
"Граниплюс"
Адрес новости: http://agrinews.com.ua/show/100395.html
Читайте также: Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM